Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22 » Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность

Страница 3

- социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

- личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность к профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок.

Профессиональная компетентность, как характеристика квалификации и профессионализма, предполагает:

- углубленное знание предмета или освоенное умение;

- способность специалиста среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но неэффективные решения (критическое мышление);

- способность специалиста к постоянному обновлению знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях (мобильность знаний);

- компетентность включает в себя как содержательные (знания), так и процессуальные (умения) компоненты. Компетентный человек не только понимает существо проблемы, но и умеет решать ее практически. При этом в зависимости от конкретных условий решения проблемы он может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям (гибкий метод).

Таким образом, слагаемыми компонентами профессиональной компетентности являются: мобильные знания, гибкий метод и критическое мышление.

Понятие «профессиональная компетентность» тесно связано с понятием «профессиональная культура».

Профессиональная культура специалиста включает в себя множество признаков, но одной из существенных ее характеристик может рассматриваться совокупность качеств, адекватных требованиям общественного труда и обеспечивающих его эффективность. Поэтому в качестве личностных характеристик специалиста выступают его профессиональные знания, умения и навыки.

Наряду с операциональной и интеллектуальной характеристиками профессиональной культуры специалиста не менее важной является его коммуникативно-поведенческая характеристика, которая имеет свое конкретное выражение в знании, понимании, повседневном и привычным выполнении трудовой и технологической дисциплины, правовых и этических норм делового и межличностного общения.

Обладающий профессиональной культурой специалист относится к своей работе сквозь призму личностного развития и оценивает ее не только и не столько с точки зрения внешних условий и результатов (количество и качество продукции, заработная плата и т.д.), а и с точки зрения самопознания, самоутверждения, самореализации.

Именно поэтому профессиональная культура специалиста всегда предполагает глубокий интерес к профессиональной деятельности во всех ее существенных компонентах, разносторонним знаниям, необходимым для ее успешного осуществления; концентрацию внимания; высокую степень самоконтроля, самоанализа, самооценки; самокритичность и, конечно же, ответственность за результаты своего труда; самостоятельность и творческую инициативу. Специалист, обладающий подобными качествами, никогда не ограничивается установленными нормами выработки, «шаблонными» способами и средствами а, как правило, стремится к достижению наивысших результатов за счет рационализации трудовых приемов и операций, модернизации инструмента и оборудования, совершенствования навыков, умений и способностей и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Изучение деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником. Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия ...

Особенности информационных технологий в повышении качества знаний учащихся
Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от тог ...

Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников
Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком, и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского. Основополагающие принципы э ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru