Образование: статьи и материалы » Развитие профессиональной компетентности на примере Красночикойского профессионального лицея №22 » Компетентность как условие развития конкурентоспособной личности

Компетентность как условие развития конкурентоспособной личности

Страница 2

Общая и коммуникативная культура обязательно включает в себя и культуру невербального поведения. Прогресс в изучении невербального поведения состоит в рассмотрении его и психологических явлений в подлинном единстве, в понимании их как компонентов межличностного общения, создающих облик действующего лица, раскрывающих его внутреннее содержание во внешнем действии. Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности, что позволяет рассматривать его как целостную личностную характеристику.

По мнению ряда авторов, какие бы невербальные средства ни выделялись, все они могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и временным характеристикам взаимодействия.

Основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время, энергия) были положены нами в основу выделения подструктур невербального поведения, а также систем их отражения и восприятия (оптической; акустической, тактильной, ольфакторной).

Особое место в структуре коммуникативной компетентности занимает так называемая «конфликтная компетентность», которая рассматривается нами вслед за Б. И.Хасаном как «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации (Хасан, 1996.). Известно, что конфликты с необходимостью включаются в профессиональную деятельность специалистов системы «человек—человек»: руководителей любого ранга, учителей, врачей, юристов, работников сферы обслуживания и др. Классические исследования деятельности менеджера показали, что 25% его рабочего времени обычно затрачивается на улаживание конфликтов. Эта цифра достигает 80% у управляющих первого уровня. Еще более удручающую картину можно наблюдать и в школе, где неконструктивные способы выхода из конфликта — подавление, запрет, игнорирование и т. д. — приводят подчас к ломке личности, асоциальным формам поведения, невротическим проявлениям и психосоматическим заболеваниям.

Проблема конфликтов вызывает в настоящее время все больший интерес у различных специалистов. Эта проблема актуальна и в теоретическом, и в практическом плане. Вместе с тем социальная психология, социология, детская, возрастная и педагогическая психология, патопсихология обладают определенным понятийным аппаратом, с помощью которого можно анализировать конфликты, определять их типы и намечать оптимальные пути их разрешения.

В анализе конфликтов различают несколько уровней и аспектов: философский, социологический, конкретно-научный и прикладной.

Конструктивное отношение к конфликтам предполагает не избегание или подавление всех и всяческих конфликтов, а дифференцированный подход к ним, конструктивное их разрешение.

Идея о полезной функции конфликтов кажется не столь парадоксальной, если помнить, что источником всякого развития является противоречие, столкновение разнонаправленных тенденций и сил. Естественно, далеко не всякий конфликт способствует развитию личности, группы. Однако из каждого конфликта можно извлечь урок для развития своего и окружающих.

Основная цель работы в области практической конфликтологии — дать возможность учащемуся сформировать конструктивное отношение к конфликтам, снизить страх конфликтных ситуаций, овладеть способами анализа и разрешения типичных конфликтов. Это, конечно, не отрицает необходимости постоянной профилактической работы, заключающейся в повышении культуры общения (культуры воздействия, речи, мышления, прогнозирования ответных реакций, слушания, поддержания общения, исправления ошибочного действия и т. д.) и совершенствовании системы эмоциональной саморегуляции учащихся.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Особенности общего психического развития детей в период дошкольного возраста
Одна из главных особенностей дошкольного возраста - развитие произвольности ведущих психических процессов. Наиболее объемным, информативным и сложным показателем выступает умственное развитие – это развитие познавательных о процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. В про ...

Некоторые проблемы связанные с социализацией личности в малом городе
Однако, по сравнению с более крупными городами, в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах. В то же время, как показано в исследованиях В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между пр ...

Выявление изменений в умении образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Задачи контрольного этапа: оценить уровень изменений в умении образовывать слова-действия детьми базовой группы; сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения по уровню развития умений образовывать глагольные формы детьми базовой группы. Задания для контрольного опроса распределены а ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru