Образование: статьи и материалы » Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников » Основные цели, задачи и принципы экономического воспитания младших школьников

Основные цели, задачи и принципы экономического воспитания младших школьников

Страница 1

Очевидно, что экономическое воспитание младших школьников помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.

Целью экономического воспитания как уже отмечалось выше, является приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:

в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;

в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией детей к будущей жизни в рыночных условиях.

Реализация поставленных задач и цели может идти путем:

Интеграции экономического воспитания с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность).

В рамках отдельных курсов, для которых разработаны и рекомендованы Министерством образования УМК под редакцией Л.М.Клариной, Т.Смирновой, И.Стасовой или другие.

Рассмотрим основные методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений.

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления.

В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры («Мир профессий», «Праздничный стол», «Робинзон», «Путешествие на остров Бартер», «Строительство домов», «Безработные и предприниматели» и другие), компьютерные и настольные игры («Жизнь или кошелек», «Монополия», «Банкир»), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы («Самая экономная хозяйка», «Конвейер», «Знаешь ли ты цены», «Аукцион знаний», уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий и др. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

Активность экономического воспитания младшего школьника в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. Именно поэтому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести «Словарик», который дети сами сделают на уроках технологии.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями.

Рассмотрим основные приемы контроля усвоения знаний, умений и критерии экономической подготовки младших школьников.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Динамика уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников
Целью контрольного эксперимента нашего исследования было определение эффективности разработанной и реализованной на практике экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия. Задачи контрольного эксперимента: - выявление уровня воспит ...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразн ...

Значение и решение задач патриотического воспитания в современных дошкольных образовательных учреждениях
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru