Образование: статьи и материалы » Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии » Методика разработки презентации Microsoft PowerPoint биологического содержания в целях развития познавательного интереса

Методика разработки презентации Microsoft PowerPoint биологического содержания в целях развития познавательного интереса

Страница 1

В широком смысле слова термин презентация (от лат. Praesento - передаю, вручаю или от англ. Presentation - “представление”) - это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения, готового товара или услуги, результатов внедрения, контроля, испытаний и многое другое.

Дидактические возможности мультимедиа являются предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей: К. Вашика, М. Дамаску, В.А. Касторновой, Н.В. Клемешовой, В. Леменье, М.Р. Меламуд, Д. Пакелена, Т.Г. Пискуновой и др. Анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что характерной (отличительной) особенностью технологий мультимедиа по сравнению с традиционными в учебном процессе является представление информации не только в виде текста, но и в виде образов (Зайнутдинова Л.Х., Касторнова В.А., Поздняков С.Н., Осин А.В., Роберт И.В., Уайт М.А., Шлыкова О.В. и др.), которые позволяют максимально сконцентрировать внимание обучающихся, способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.

Microsoft Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office является универсальным средством, предназначенным для создания, оформления и показа презентаций, призванных наглядно представить работу преподавателя (или группы учеников) вниманию других учащихся. Мультимедиа презентация в Microsoft Power Point может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование презентаций в Microsoft Power Point способствует тому, что урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Познавательная деятельность в процессе изучения биологии включает, во-первых, усвоение учащимися биологических знаний, умений и навыков, и, во-вторых, развитие их умственных способностей и познавательных интересов. Для того чтобы усвоение биологических знаний, формирование и развитие умений и навыков шло более плодотворно, необходимо использовать различные педагогические средства, стимулирующие их развитие. Презентация, как средство обучения, существенно влияет на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности.

Конструирование урока с использованием презентации, направленного на развитие интереса, требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. Существует ряд вариантов использования Microsoft PowerPoint в работе с учащимися:

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п. Например, при изучении вида и его характеристик, можно использовать флеш-анимацию (рис.2.1), которая может быть применена как для ознакомления с материалом, так и для его проверки. При демонстрации этого слайда ученики разделяют понятия микропопуляции, экологической и географической популяции, конкретизируют представление об ареале вида. Учитель действует по схеме:

демонстрирует анимацию с функцией «спрятать все»;

просит учеников, используя определения понятий и подсказки анимации микропопуляция, экологической и географической популяции, ареал вида, указать каким цветом на слайде они обозначены. При необходимости учитель исправляет и корректирует школьников;

учитель дает задание перенести изображение из презентации в тетрадь и сделать подписи к нему.

http://tana.ucoz.ru/_ld/20/38906963.jpg

Рис.2.1 Пространственная структура вида.

2. Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов, построение географических карт и т. д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски. Например, при изучении фотосинтеза в курсе общая биология так же можно использовать динамическую модель, которая будет управляться учителем – курсором он последовательно откроет всю картинку (рис.2.2). При объяснении того, как из молекулы воды и углекислого газа на свету образуются органические вещества, учитель обращается к знаниям, которые ученики получили ранее, при изучении курса ботаники, он использует наводящие вопросы и подсказки флеш-анимации.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Выявление умения детей 5-6 лет образовывать глагольные формы
Для того чтобы выявить уровень умений детей 5-6 лет образовывать слова-действия были определены следующие задачи: подобрать диагностические средства для выявления умения образовывать глагольные формы детьми 5-6 лет с ОНР; разработать критерии и уровневые показатели по данной проблеме; выявить урове ...

Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...

Работа воспитателя по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формы и методы патриотического воспитания
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: · "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); · непрерывность и преемствен ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru