Образование: статьи и материалы » Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии » Методика разработки презентации Microsoft PowerPoint биологического содержания в целях развития познавательного интереса

Методика разработки презентации Microsoft PowerPoint биологического содержания в целях развития познавательного интереса

Страница 1

В широком смысле слова термин презентация (от лат. Praesento - передаю, вручаю или от англ. Presentation - “представление”) - это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения, готового товара или услуги, результатов внедрения, контроля, испытаний и многое другое.

Дидактические возможности мультимедиа являются предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей: К. Вашика, М. Дамаску, В.А. Касторновой, Н.В. Клемешовой, В. Леменье, М.Р. Меламуд, Д. Пакелена, Т.Г. Пискуновой и др. Анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что характерной (отличительной) особенностью технологий мультимедиа по сравнению с традиционными в учебном процессе является представление информации не только в виде текста, но и в виде образов (Зайнутдинова Л.Х., Касторнова В.А., Поздняков С.Н., Осин А.В., Роберт И.В., Уайт М.А., Шлыкова О.В. и др.), которые позволяют максимально сконцентрировать внимание обучающихся, способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.

Microsoft Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office является универсальным средством, предназначенным для создания, оформления и показа презентаций, призванных наглядно представить работу преподавателя (или группы учеников) вниманию других учащихся. Мультимедиа презентация в Microsoft Power Point может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование презентаций в Microsoft Power Point способствует тому, что урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Познавательная деятельность в процессе изучения биологии включает, во-первых, усвоение учащимися биологических знаний, умений и навыков, и, во-вторых, развитие их умственных способностей и познавательных интересов. Для того чтобы усвоение биологических знаний, формирование и развитие умений и навыков шло более плодотворно, необходимо использовать различные педагогические средства, стимулирующие их развитие. Презентация, как средство обучения, существенно влияет на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности.

Конструирование урока с использованием презентации, направленного на развитие интереса, требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. Существует ряд вариантов использования Microsoft PowerPoint в работе с учащимися:

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п. Например, при изучении вида и его характеристик, можно использовать флеш-анимацию (рис.2.1), которая может быть применена как для ознакомления с материалом, так и для его проверки. При демонстрации этого слайда ученики разделяют понятия микропопуляции, экологической и географической популяции, конкретизируют представление об ареале вида. Учитель действует по схеме:

демонстрирует анимацию с функцией «спрятать все»;

просит учеников, используя определения понятий и подсказки анимации микропопуляция, экологической и географической популяции, ареал вида, указать каким цветом на слайде они обозначены. При необходимости учитель исправляет и корректирует школьников;

учитель дает задание перенести изображение из презентации в тетрадь и сделать подписи к нему.

http://tana.ucoz.ru/_ld/20/38906963.jpg

Рис.2.1 Пространственная структура вида.

2. Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование опытов, построение географических карт и т. д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски. Например, при изучении фотосинтеза в курсе общая биология так же можно использовать динамическую модель, которая будет управляться учителем – курсором он последовательно откроет всю картинку (рис.2.2). При объяснении того, как из молекулы воды и углекислого газа на свету образуются органические вещества, учитель обращается к знаниям, которые ученики получили ранее, при изучении курса ботаники, он использует наводящие вопросы и подсказки флеш-анимации.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине «Статистика» специальности Менеджмент
Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы. Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, с ...

Выявление изменений в умении образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Задачи контрольного этапа: оценить уровень изменений в умении образовывать слова-действия детьми базовой группы; сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения по уровню развития умений образовывать глагольные формы детьми базовой группы. Задания для контрольного опроса распределены а ...

Принципы обучения
Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучении раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru