Образование: статьи и материалы » Деятельность социального педагога по поддержке детей из неполных семей » Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей

Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей

Страница 2

Центральной частью процесса социализации с точки зрения представителей субъект - субъектного подхода, является формирование «Я» (себя). Оно не дано биологически, но появляется, определяется в ходе взаимодействия с окружающим, доказывают Ф. Дэвис, И. Гофман, Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, Р.Тернер.

Дж. У. Вандер Занден определяет социализацию как процесс социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, отношения ценности и модели поведения, необходимые для эффективной жизнедеятельности в обществе.В процессе социализации, в частности социальной адаптации, под которой понимают приспособление индивида к условиям социальной среды, проявляется объективная потребность ребенка проявить себя. Индивидуализация ребенка выражается в том, что те или иные значимые качества его личности проявляются в индивидуальной присущей именно ему форме. Именно таким образом, происходит вхождение ребенка в социум его социальное развитие.

Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. Усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, приобретает готовность к преобразовательской деятельности.

Рассмотрим основные педагогические концепции социализации подрастающего поколения в отечественной и зарубежной науке.

Концепция социального развития в Вальдорфской педагогике представляет социализацию как систему бережного разворачивания духовной жизни личности. Целью концепции Р. Штейнера было создать равные условия в социуме к обучению детей с различными способностями и разным социальным происхождением. Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вальдорфской школы. Центральным понятием педагогической системы М. Монтессори, является саморазвитие. Основанный на идеях природосообразности воспитания педагогический подход актуален по сегодняшний день.

Педагогическая концепция социализации французского педагога ХХ века С. Френе сводится к тому, что для развития социальных способностей детей, нравственных и гражданских качеств их личности недостаточно просто изменить программы и методы обучения. Основное значение в социализации он придавал свободной школе. Главным способом обучения и развития ребенка С. Френе считал свободное творческое выражение ребенком своего «я».

Французский психолог Ш.З. Годрон отмечает: «Даже новорожденного нескольких секунд от роду нельзя назвать асоциальными, потому что связь с обществом зарождается в атмосфере человеческих привязанностей с самых первых минут его жизни. По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми-взрослыми и детьми, которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. Отношения, существующие между ребенком и этой жизненной средой, порождают и поддерживают определенные социальные взаимодействия. Таким образом, в ходе своего развития –для того , чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем)и взаимодействовать с ним».

Оригинальная концепция социального развития ребенка выдвинута Валлоном (1954г.). Окружающая среда, по его мнению, – это прежде всего обстановка, атмосфера, связанная с комплексом «субъект - «другой» - внешний мир». При этом, однако, способности ребенка могут развиваться через приобретаемый им в этих условиях опыт. Окружающая среда – это также «другие». Социализация ребенка происходит в рамках отношений, устанавливаемых ребенком с «другими», которые присутствуют и которых он идентифицирует и интерпретирует. Согласно концепции Валлона, роль «другого» заключается в том, чтобы способствовать психогенезу социального поведения ребенка. Противопоставление себя «другому», столкновение с «другим» индивидуализирует ребенка и в то же время питает его ощущения бытия и стремление к самоутверждению.

В зарубежных философско-психологических концепциях социализация тождественна понятию «развитие личности». Однако существенное различие этих понятий доказывает следующие подходы отечественных ученых, которые рассматривают социализацию с позиции воспитания личности.

Проанализируем педагогические концепции детской социализации в отечественной науке начала ХХ века.

П. Ф. Каптерев в своем подходе к социализации отстаивает ценности русской классической педагогики, верность идеям народности. Он рассматривает изменение личности под воздействием внешних влияний как процесс присвоения культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

История моделирования как метода познания
Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучен ...

Физическая культура как многоаспектный объект исследования
На всех этапах развития общества физическая культура служит важным средством воспитания и гармонического развития личности. Это часть общей культуры, совокупность достижений общества в создании и использовании специальных средств физического совершенствования человека. Физкультура с первых дней сво ...

Управление коллективом в детско-юношеском спорте
Коллектив в детско-юношеском спорте является уникальной общностью, обладающей рядом специфических черт, но подчиняющаяся и общим педагогическим теоретическим правилам. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов: 1. социально-психологическая адапт ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru