Образование: статьи и материалы » Деятельность социального педагога по поддержке детей из неполных семей » Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей

Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей

Страница 5

Согласно этому принципу социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние (направленность, реабилитация, коррекция, поддержка и помощь).

Современные подходы к проблеме социализации заключаются в помощи и поддержке развитию детей со стороны взрослых. Социализация –процесс непрерывный, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве, когда закладываются все базовые ценности и ориентации, усваиваются основные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Семья как основополагающий институт социализации личности является необходимой составляющей социальной структуры цивилизованного общества. Она функционирует как институт воспроизводства человека, его развития и воспитания, является тем общественным образованием, в котором ребенок получает первый опыт организации жизнедеятельности, приобретает навыки общения и социального поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к эталонам культуры. Являясь важнейшим фактором социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. На роль семьи в социализации личности указывали зарубежные ученые Р. Блейз, Дж. Г. Мид, Т.Парсонс. В отечественной науке проблема семейной социализации довольно полно раскрыта в трудах Г.М. Андреевой, И. С. Кона, Я. Л. Коломинского, А.А. Реана и др.

И.С. Кон отмечал, что семья как фактор социализации несколько потеснилась другими социальными институтами, прежде всего сообществом сверстников, однако при этом не утратила своей роли.

Одновременное существование как целенаправленного и как нерегулируемого процесса видят в семейной социализации А. А. Реан, Я.Л. Коломинский.

Факторы влияния семьи на социализацию личности представлены Т.В.Андреевой. Наиболее значимыми она считает:

-состав семьи, структуру семьи как единство функционирования членов;

- позицию ребенка в семье;

-агентов семейной социализации, тех членов семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря авторитету и эмоциональной близости;

-стиль воспитания в семье;

-собственно личностный, нравственный, творческий потенциал семьи.

Семейный кодекс РФ закрепляет право и обязанность родителей защищать интересы детей, без каких либо дополнительных полномочий. В то же время современная российская семья сегодня испытывает серьезные трудности, в ней явственно ощущаются кризисные явления.

Каждая третья семья в нашей стране неполная, есть семьи, в которых дети нуждаются в защите , 45% детей конфликтуют с родителями.

Социализация семьи в обществе – процесс многофакторный. Ребенок как объект социализации подвергается воздействию со стороны взрослых, общественных отношений, явлений окружающей социальной и природной среды, усваивает необходимый ему опыт и социальную информацию. А.В.Мудрик выделяет следующие факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам.

1.Социально-культурный фактор отвечает за общую культуру семьи, включающий в себя взаимоотношения между супругами, другими словами, психологический климат семьи. Культура семьи накладывает свой отпечаток на все сферы ее жизнедеятельности.

Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи.

2.Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе.

Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг.

3.Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, особенностей образа жизни семьи.

4. Демографический фактор - показатель структуры и состава семьи (полная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная).

В гармоничной семье оба родителя и дети взаимосвязаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса.

Возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическими проблемами. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень неудовлетворенности браком большинства супругов, имеющих детей дошкольного возраста. В условиях длительного снижения реальных доходов населения современным родителям в возрасте от 20-45 лет приходится все больше времени тратить на дополнительные заработки, в результате создаются противоречия: чем больше родители проявляют материальную заботу о детях, тем меньше они общаются с ними.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Анализ существующих интенсивных методик обучения иностранному языку
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан н ...

Методики для изучения проявления в общении детей третьего года жизни с ЗРР невербальных средств
Диагностика детей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев,). В основе проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей с ЗРР 2–3 лет лежат следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого; выяв ...

Влияние дзюдо на развитие волевой сферы школьников
Дзюдо как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике дзюдоиста, наличию у него определенных волевых качеств. Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности дзюдоистов в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико тактических или мора ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru