Образование: статьи и материалы » Деятельность социального педагога по поддержке детей из неполных семей » Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей

Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей

Страница 6

Положение семьи определяется уровнем жизни, который она может обеспечить.

В понятия уровень жизни входят два показателя: прожиточный минимум и средний уровень доходов. В исследованиях Л. Я. Олиференко и Т. И. Шульга отражены статистические данные за последние годы. В среднем 28% населения страны имели реальные денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. К началу 2002 года к категории «хронически бедных» были отнесены 55% российских семей, имеющих несовершеннолетних детей. Ниже черты бедности находились 70% населения страны.

Важным элементом семейного неблагополучия до сих пор выступает жилищная проблема. В 2002 году на учете для улучшения жилья состояло шесть млн. российских семей (13%) от общего количества, в том числе триста две тысячи молодых семей, триста семьдесят две тысячи многодетных. Невозможность решения жилищной проблемы для молодых семей, приводит к увеличению числа сложных семей, что в свою очередь служит причиной нарушения психологических отношений. Материальные и психологические трудности, переживаемые молодыми семьями, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Многие родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания своих детей.

Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на детско-родительских отношениях, тем самым осложняет процесс их социализации.

Таким образом, рассматривая социализацию как процесс усвоения ребенком социокультурного опыта посредством воспитания, ученые подчеркивают, что он не просто усваивает этот опыт, а преобразует его в свои ценности и ориентации. Проведенный анализ психолого-педагогических исследований проблемы социализации дошкольников в семьях группы риска позволил сделать выводы, что при деструктивной модели семейного воспитания процесс социализации детей нарушается и требует педагогического руководства.

Одним из отрицательных последствий трансформации брачно-семейных отношений в ходе к адаптации к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся число разводов, неполных семей, одиноких матерей.

Накапливающиеся в психологии факты подтверждают влияние развода на развитие и поведение детей. Основными факторами, оказывающие отрицательное воздействие на социализацию ребенка, являются, во-первых, отсутствие отца с его специфической ролью и обязанностями, выступающего объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности, во-вторых, неустойчивое эмоциональное и психическое состояние матери, ее ошибочное поведение. Данные факторы обуславливают нарушения интеллектуального (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья.

Для решения данных проблем наиболее интересной представляется одна из социально-педагогических технологий, а именно, социально-педагогическая поддержка. Анализ теоретической литературы показал, что понятие «социально-педагогическая поддержка» используется в науке широко и многозначно. В нем выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогика, социальная педагогика, психология, социология. Поэтому целесообразно говорить о «социально-педагогической поддержке» детей как об социально-педагогическая помощи детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, само-определении, а также помощь в определении препятствий (трудностей,

проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Поэтому создание условий для того, чтобы ребенок смог выбраться из жизненного тупика и при этом еще обрел опыт осознанного действия в подобных ситуациях, - это образовательный минимум, на который социально-педагогическая поддержка рассчитана.

Следовательно, особенности социализации детей, воспитывающихся в неполной семье, обуславливают их социально-педагогическую поддержку, которая направлена на главное - устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Похожие статьи:

Общее понятие компетентности
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную ...

Внешкольные формы работы по физической культуре
Внешкольная работа — это образовательно-воспитательные занятия и массовые мероприятия для детей, проводимые во внеучебное время в специально созданных для этого учреждениях. Внешкольные учреждения Министерства просвещения разделяются на два типа: специальные (или отраслевые) и универсального типа. ...

Программа формирования гражданской культуры будущего учителя
Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогиче ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru