Положение семьи определяется уровнем жизни, который она может обеспечить.
В понятия уровень жизни входят два показателя: прожиточный минимум и средний уровень доходов. В исследованиях Л. Я. Олиференко и Т. И. Шульга отражены статистические данные за последние годы. В среднем 28% населения страны имели реальные денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. К началу 2002 года к категории «хронически бедных» были отнесены 55% российских семей, имеющих несовершеннолетних детей. Ниже черты бедности находились 70% населения страны.
Важным элементом семейного неблагополучия до сих пор выступает жилищная проблема. В 2002 году на учете для улучшения жилья состояло шесть млн. российских семей (13%) от общего количества, в том числе триста две тысячи молодых семей, триста семьдесят две тысячи многодетных. Невозможность решения жилищной проблемы для молодых семей, приводит к увеличению числа сложных семей, что в свою очередь служит причиной нарушения психологических отношений. Материальные и психологические трудности, переживаемые молодыми семьями, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Многие родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания своих детей.
Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на детско-родительских отношениях, тем самым осложняет процесс их социализации.
Таким образом, рассматривая социализацию как процесс усвоения ребенком социокультурного опыта посредством воспитания, ученые подчеркивают, что он не просто усваивает этот опыт, а преобразует его в свои ценности и ориентации. Проведенный анализ психолого-педагогических исследований проблемы социализации дошкольников в семьях группы риска позволил сделать выводы, что при деструктивной модели семейного воспитания процесс социализации детей нарушается и требует педагогического руководства.
Одним из отрицательных последствий трансформации брачно-семейных отношений в ходе к адаптации к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся число разводов, неполных семей, одиноких матерей.
Накапливающиеся в психологии факты подтверждают влияние развода на развитие и поведение детей. Основными факторами, оказывающие отрицательное воздействие на социализацию ребенка, являются, во-первых, отсутствие отца с его специфической ролью и обязанностями, выступающего объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности, во-вторых, неустойчивое эмоциональное и психическое состояние матери, ее ошибочное поведение. Данные факторы обуславливают нарушения интеллектуального (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья.
Для решения данных проблем наиболее интересной представляется одна из социально-педагогических технологий, а именно, социально-педагогическая поддержка. Анализ теоретической литературы показал, что понятие «социально-педагогическая поддержка» используется в науке широко и многозначно. В нем выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогика, социальная педагогика, психология, социология. Поэтому целесообразно говорить о «социально-педагогической поддержке» детей как об социально-педагогическая помощи детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка.
Социально-педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, само-определении, а также помощь в определении препятствий (трудностей,
проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Поэтому создание условий для того, чтобы ребенок смог выбраться из жизненного тупика и при этом еще обрел опыт осознанного действия в подобных ситуациях, - это образовательный минимум, на который социально-педагогическая поддержка рассчитана.
Следовательно, особенности социализации детей, воспитывающихся в неполной семье, обуславливают их социально-педагогическую поддержку, которая направлена на главное - устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка.
Похожие статьи:
Эффективность использования газеты, как формы педагогического информирования
родителей
На протяжении года мы собирали информацию об эффективности газеты для родителей с целью прогнозирования возможных условий, средств и методов ее улучшения. В качестве методов изучения мнения родителей по поводу газеты, использовались анкеты (анонимные, чтобы обеспечить достоверность информации), бес ...
Профессиограмма «товаровед непродовольственных товаров»
Содержание деятельности: оценка качества товаров, их соответствие ГОСТу и ценам производителя. Виды деятельности: маркетинговая, товарно-экспертная, торгово-закупочная, внешнеторговая, организационно-коммерческая, торгово-экономическая, аналитическая, исследовательская. Профессиональные функции: кв ...
Вопрос о нравственном воспитании в контексте возрастной психологии и
педагогики и детского литературоведения
Воспитание представляет собой процесс многогранный, многоуровневый. Чтобы иметь правильные представления о нравственном воспитании, необходимо обратиться к возрастной психологии и педагогики и детскому литературоведению. Воспитание происходит не только целенаправленно, но и стихийно. Ребенок дошкол ...