Образование: статьи и материалы » Деятельность социального педагога по поддержке детей из неполных семей » Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей

Педагогические условия успешной социально – педагогической поддержки детей из неполных семей

Страница 3

К. Н. Вентцель ориентируется на идеи свободного воспитания детей в процессе самоактуализации личности, однако термином социализации не оперирует, подчеркивает, что воспитание – активное самоизменение личности в процессе усвоения культуры.

В.В.Зеньковский рассматривает процесс, цели социализации в системе православной жизненной миссии человека.

Мы выделяем подход С. И. Гессена, который основывается на взаимосвязи духовной жизни личности, рассматривая социум как проявление культуры. Концепции социализации, ориентирующие на всесторонне воспитание личности, определяются в трудах советских ученых (П.П. Блонского, Н.К.Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н.Шульгина).

Концепции социализации в рамках педологии (Л.С. Выготский, А.Б.Залкинд) сохраняли свои тенденции в отечественной науке до середины 40-х гг. ХХ века.

Используя педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеева указывает на необходимость такой системы, которая помогла бы воспитать человека в лучшем значении этого слова и обеспечивала бы всестороннее развитие личности, начиная с раннего возраста. Идеи свободного воспитания детей, педагогическая защита ребенка, позиции «свободного самовыявления ребенка», «отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка» являлись характерными особенностями педагогического наследия концепции Л.К.Шлегер.

Новые взгляды на проблему социализации детей и принятие ее как явления общественной жизни оформляются в отечественной педагогике в середине 60-х годов ХХ века.

Исследование (1968г.) Р.С. Буре, посвященное проблеме взаимоотношений дошкольников, находит свое отражение в педагогике 80-х гг. в концепции социального развития дошкольника С. А. Козловой.

Педагогические концепции середины 80-х годов рассматривают особенности коллективных взаимоотношений детей: желание сообща играть, трудиться, дружеское расположение детей друг к другу, проявление интереса к замыслу товарища, ответственность (В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.Н.Жуковская, Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Д.И. Сергеева, А.Д.Шатова).

Методология системного подхода позволяет рассматривать социализацию как целостный и непрерывный процесс, где главное внимание уделяется ее составляющим, связанным с воспитание и образованием личности.

В начале 80 –х гг. процесс социализации рассматривается с позиций воспитания и образования детей в разных социокультурных средах (В.Г. Бочарова, Р. Гурова, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик, И.С. Кон, Л.И.Новикова, В.Д. Семенов, Е.В. Субботский, В.Н. Турченко, Ф.Р.Филиппов, А.Г. Харчев и др.). Эти авторы в своих исследованиях оперируют понятиями «социальные нормы», «социальные институты», «социальная среда», «социальная активность личности» и «социализация», в соотнесении с традиционными, составляющими предмет педагогики.

А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации как сочетание приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества и рассматривает ее в контексте социального воспитания.

По мнению Г. М. Андреевой, социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Анализ педагогических концепций социализации 90-х годов позволяет определить, что в современной науке наблюдаются различные подходы к ее изучению:

-взаимосвязь стихийных воздействий среды, организованных средствами образования в процессе социализации рассматривают О. С. Газман, В.А.Караковский, Т. Н. Мальковская, Л. И. Новикова, М. А. Галагузова;

-влияние факторов институтов и агентов социализации на адаптацию человека к обществу раскрывают (И. С. Кон, А. В. Мудрик);

-освоение воспитанниками норм, ценностей, установок общества (Г.М.Андреева, Б. П. Битинас, Л. П. Буева, Н. Ф. Голованова, Р.А.Литвак, Р.В.Овчарова, В. В. Сериков, Н. Е. Щуркова);

-творческую самореализацию личности в социуме (Е. В. Бондаревская, Кульневич, В.И. Слободчиков).

Рассматривая социализацию с позиции социальной педагогики,

Н.Ф. Голованова дает ее определение как целостной педагогической системы, в которой соединяются:

-деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

-общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

-содержание и структура его самосознания.

Результатом социализации ребенка является социальный опыт, который он приобретает посредством деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику. В энциклопедическо ...

Практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовленности юных спортсменов в дзюдо
В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70-75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы - около 25-30% времени урока. А во второй год соответственно 65-70 и 30 -35%. В дзюдо ...

Подготовка педагога к проектированию учебного занятия в форме лабораторного занятия
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru