Я полагаю, что развивающее обучение формирует сначала способность к педагогическому творчеству, затем склонность к нему и, наконец, потребность в нём.
Деловая информация предполагает обмен знаниями о предмете, в то время как общение требует обмена мыслями о нём, чувствами, вызываемыми этим предметом, его оценками. В результате обмена мыслями ученик приходит к более содержательному и глубокому пониманию ситуации, опираясь на которую, он действует увереннее и успешнее.
Это обстоятельство порождает заинтересованность ученика в таком обмене мыслями со своими соучениками и учителем, которое при благоприятных условиях быстро перерастает в потребность в деловом общении с партнерами по деятельности как важнейшем условии её успешности.
Одновременно происходит интенсивное усвоение важнейших коммуникативных умений, без которых общение невозможно – умение аргументировано выражать свою мысль и умение адекватно воспринимать мысли собеседника.
Главным результатом такого образовательного процесса становится способность к продуктивному мышлению и действию. У учащихся формируются:
предметная компетентность – способность позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры (позиционно – значит, рассматривать природные процессы с разных позиций: на разных уровнях , в разных условиях);
социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию и быть понятым;
развитые формы мышления, позволяющие решать большой круг предметных социально – ориентированных, личностных задач;
образовательная компетентность – учебная самостоятельность.
Таким образом, построение учебного процесса на принципах развитого обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – путь формирования не только мыслящего человека, но и личности, способной адаптироваться в современном мире.
Все основные характеристики развивающего обучения - содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и развертывающиеся в нем коммуникации – взаимосвязаны и, в конечном счете, обусловлены целями развивающего обучения.
Это значит, что развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.
В ходе разворачивания экспериментальной работы было выделено три этапа:
1 этап – 1992 – 1997 г.г. – выстраивание базового пятилетнего начального образования;
2 этап - 1997 – 2001 г.г. – организация первично – дифференцированного обучения в системе развивающего обучения на этапе основной школы (7 – 9 классы);
3 этап – 2001 – 2005 г.г. – организация глубокого дифференцированного обучения на этапе старшей школы (10 – 11 классы).
Отсюда предполагалось отслеживать промежуточные констатирующие результаты эксперимента после каждого этапа образования.
1 этап (1 – 6 классы) - этап базового начального образования. Основная стратегическая задача данного этапа – посредством учебной деятельности сформировать у учащихся способности (анализ, планирование, рефлексия) для дальнейшего саморазвития, самообучения, самовоспитания. То есть необходимо создать учащимся тот «инструмент», с помощью которого они смогут продолжать учиться на следующих этапах.
2 этап (7 –9 классы) – это этап первично – дифференцированного образования.
Основная стратегическая задача этого типа – исходя из способностей и наклонностей детей организовать первичную дифференциацию обучения, дав возможность учащимся более полно раскрыть свои интересы и определить собственное образовательное пространство через организацию системы клубной работы и замкнутых циклов по определенным предметным областям знаний, выходящих за пределы государственного базового учебного плана.
Похожие статьи:
Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей
Структура программы представлена по общей конструкции во многом аналогично структуре программы по развитию мышления. Базовый уровень (мотивация + интеллект + креативность = одаренность), естественно, остается без изменений. На уровне, условно названном «содержательным», представлены блоки, составля ...
Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и
проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...
Характеристика профессионального образования
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и с ...