Образование: статьи и материалы » Особенности технологии развивающего обучения и воспитания на уроках биологии

Особенности технологии развивающего обучения и воспитания на уроках биологии

Страница 7

Для самостоятельной работы используется дидактические материалы: тетради на печатной основе (например, «Дневник наблюдений», человек и его здоровье и д.р.) и сборники заданий для учащихся.

Дидактические материалы условно делят на 3 типа (Г.М. Муртазин, 1989 г.):

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы и словесные ответы.

Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

Карточка с вопросами для размышлений.

Карточка с расчетной задачей.

Карточка с заданием выполнить рисунок.

Дидактические материалы с целью контроля знаний и умений.

Карточка с немым рисунком;

Тестовые задания.

Последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ. Для того чтобы избежать таких случаев, учитель должен работать над различными формами тестов.

Перед выполнением каждого задания обсуждается цель и связь с предыдущим заданием.

Урок начинается с проверки и краткого повторения изученного материала. Для этого используют различные методические приёмы: беседу, проверочный диктант, ответы учащихся у доски, по карточкам и т.д.

Проверка знаний способствует их усвоению на более высоком уровне. Помощь во время проверочной работы создаёт атмосферу сотрудничества, устраняет страх наказания плохой отметкой. Это важно на первых этапах изучения биологии.

В старших классах подход к контролю психологически строится по – иному, ибо в юношеском возрасте растёт стремление к самоутверждению, пробе своих сил и способностей. Качество и объём выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения её соответствия субъективному представлению учителя о посильности. Оценка должна отражать персональное развитие ребёнка, совершенства его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможности другого ученика это весьма посредственный результат. Иначе будет потеряна их воспитательное и образовательное значение.

Повторение завершается постановкой перед учащимися познавательного вопроса. При проведении обобщающих уроков учителя часто используют метод самостоятельной работы с учебником.

Учащиеся внимательно знакомятся с заданием, используют имеющиеся знания, сведения из учебника.

Результат работы они записывают на отдельных листочках – черновиках. Предварительная, самостоятельная проработка вопроса на листочках с последующим обсуждением у доски даёт возможность формировать у учащихся уже в 6-м классе навыки самоконтроля; закреплять приобретённые ранее знания у каждого из школьников, опираясь на моторную, зрительную, эмоциональную, слуховую память.

В ходе фронтальной проверки выполнения задания выясняется окончательные варианты ответа.

Таким образом, в результате активной мыслительной деятельности школьники шаг за шагом решают познавательную задачу.

В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно составляли план рассказа учителя или план – конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

Используя план – конспект, учащиеся успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания.

Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нём главной мысли, работа с научно – популярной литературой, помогают формированию у учащихся теоретического и образно – предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований
Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает о ...

Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...

Основные функции дидактической игры
Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал у ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru