Образование: статьи и материалы » Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Страница 3

беглость - умение четко излагать свои мысли, справляться с затруднительными и тупиковыми ситуациями;

точность - умение четко и ясно донести свои мысли до собеседников.

Раскрывая сущность и роль коммуникативной компетенции, пособие Совета Европы не обходит вниманием знания о системе ценностей и представлений, принятых в культуре изучаемого языка.

В социолингвистическую компетенцию входят знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в разных социальных контекстах. Здесь рассматриваются дифференциация языка по жанрам и регистрам, а также маркеры социальных отношений, нормы вежливости, устойчивые конвенциональные выражения, обобщающие многовековой опыт народа и являющийся важной составляющей его культуры, диалекты и социолекты, например, регистры общения включают торжественный, ритуальный, официальный, нейтральный, неформальный, разговорный, интимный.

Маркеры социальных отношений разных языков и культур варьируются в зависимости от статуса общающихся, их отношений, регистра общения и т. д.

Устойчивые конвенциональные выражения представлены пословицами, идиомами, крылатыми выражениями, поверьями, приметами, выражениями отношения и выражениями оценки.

Социолингвистическая компетенция также включает способность распознавать языковые особенности человека с точки зрения его социальной принадлежности, места проживания, происхождения, этнической принадлежности, рода занятий. Эти особенности отмечаются на уровне лексики, грамматики, фонетики, манеры говорить (ритм, громкость), паралингвистики и языка жестов.

Освоение всей совокупности компетенций дает возможность обучающимся совершать коммуникативные действия в четырех видах речевой деятельности: рецептивной (аудирование, чтение), продуктивной (говорение, письмо), интерактивной (диалогическое взаимодействие в устной или письменной речи), медиативной (интерпретация, перевод).

Содержательные параметры коммуникативных действий обусловлены спецификой той или иной сферы человеческой деятельности и рассматриваются в контексте повседневной, социально-общественной, профессиональной и образовательной сфер коммуникаций. В работе акцентируются также и другие детерминанты адекватного вербального поведения: ситуативный контекст, цель, тема, тип высказывания / текста, условия и ограничения.

Перечисленные компетенции подвергаются параметризации по шести условным уровням владения языком. В процессе градуирования учитываются также коммуникативные жанры. Например, говорение представлено градуированными шкалами монолога, диалога, беседы, неофициального и официального обсуждения, интервью, сделки с целью приобретения товаров и услуг, обмена информацией и г. п

Обращаясь к сути изложенной концепции, можно отметить, что имеющиеся данные позволяют смоделировать концептуальное поле владения языком и превратить его в операцианализируемое понятие.

Проблема моделирования МКК (Межкультурной Коммуникативной Компетенции) усугубляется ее более сложной организацией, когда в процессе межкультурного общения наблюдается взаимодействие рефлектирующих и в какой-то степени самоотстраняющихся культур, каждая из которых осознает необходимость и проявляет готовность к диалогу. Культура – это целостный, но внутренне неоднородный феномен, который обнаруживается по-разному, в разных контекстах своего существования.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований
В 1960-1970-е гг. наиболее известными российскими педагогами были П.Р.Атутов, Н.И.Болдырев, В.Е.Гмурман, П.Н.Груздев, М.А.Данилое, Н.К.Гончаров, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, Т.И.Ильина, И.А.Каиров, Т.Е.Конникова, Ф.Ф.Королев, И.Я.Лернер, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Г,И.Щукина и др. Они р ...

Собенности оздоровительного бега подростков различного уровня физического состояния
Педагогические исследования, проведенные в течение года показали, что нагрузка с интенсивностью ниже 50% МПК расценивается как легкая, 50-75% МПК - умеренная, свыше 75 % МПК - как тяжелая. В связи к занятиям оздоровительным бегом могут быть отнесены: - к легкой тренировочной нагрузке: бег, чередующ ...

Современное понимание произносительной стороны речи
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фра ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru