Образование: статьи и материалы » Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе

Страница 3

беглость - умение четко излагать свои мысли, справляться с затруднительными и тупиковыми ситуациями;

точность - умение четко и ясно донести свои мысли до собеседников.

Раскрывая сущность и роль коммуникативной компетенции, пособие Совета Европы не обходит вниманием знания о системе ценностей и представлений, принятых в культуре изучаемого языка.

В социолингвистическую компетенцию входят знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в разных социальных контекстах. Здесь рассматриваются дифференциация языка по жанрам и регистрам, а также маркеры социальных отношений, нормы вежливости, устойчивые конвенциональные выражения, обобщающие многовековой опыт народа и являющийся важной составляющей его культуры, диалекты и социолекты, например, регистры общения включают торжественный, ритуальный, официальный, нейтральный, неформальный, разговорный, интимный.

Маркеры социальных отношений разных языков и культур варьируются в зависимости от статуса общающихся, их отношений, регистра общения и т. д.

Устойчивые конвенциональные выражения представлены пословицами, идиомами, крылатыми выражениями, поверьями, приметами, выражениями отношения и выражениями оценки.

Социолингвистическая компетенция также включает способность распознавать языковые особенности человека с точки зрения его социальной принадлежности, места проживания, происхождения, этнической принадлежности, рода занятий. Эти особенности отмечаются на уровне лексики, грамматики, фонетики, манеры говорить (ритм, громкость), паралингвистики и языка жестов.

Освоение всей совокупности компетенций дает возможность обучающимся совершать коммуникативные действия в четырех видах речевой деятельности: рецептивной (аудирование, чтение), продуктивной (говорение, письмо), интерактивной (диалогическое взаимодействие в устной или письменной речи), медиативной (интерпретация, перевод).

Содержательные параметры коммуникативных действий обусловлены спецификой той или иной сферы человеческой деятельности и рассматриваются в контексте повседневной, социально-общественной, профессиональной и образовательной сфер коммуникаций. В работе акцентируются также и другие детерминанты адекватного вербального поведения: ситуативный контекст, цель, тема, тип высказывания / текста, условия и ограничения.

Перечисленные компетенции подвергаются параметризации по шести условным уровням владения языком. В процессе градуирования учитываются также коммуникативные жанры. Например, говорение представлено градуированными шкалами монолога, диалога, беседы, неофициального и официального обсуждения, интервью, сделки с целью приобретения товаров и услуг, обмена информацией и г. п

Обращаясь к сути изложенной концепции, можно отметить, что имеющиеся данные позволяют смоделировать концептуальное поле владения языком и превратить его в операцианализируемое понятие.

Проблема моделирования МКК (Межкультурной Коммуникативной Компетенции) усугубляется ее более сложной организацией, когда в процессе межкультурного общения наблюдается взаимодействие рефлектирующих и в какой-то степени самоотстраняющихся культур, каждая из которых осознает необходимость и проявляет готовность к диалогу. Культура – это целостный, но внутренне неоднородный феномен, который обнаруживается по-разному, в разных контекстах своего существования.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Дизайн как особая форма проектной деятельности
До появления массового индустриального производства предметы и вещи, окружающие человека, аналогичные сегодняшним, делали специалисты ремесленники. В деятельности мастера – ремесленника (если смотреть на это с современных позиций), как бы совмещался ряд специальностей. Он, одновременно, конструктор ...

Программа деятельности социального педагога с неполными семьями
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учит ...

Виды современных организационных форм обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные. При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой за ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru