Образование: статьи и материалы » Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников » Личность и авторитет учителя

Личность и авторитет учителя

Страница 1

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности.

В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру».

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского личность рассматривается как «определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении».

Итак, личность каждого человека является сложнейшим психофизическим и социальным образованием. И чем сложнее профессиональная деятельность, которой занимается человек, тем сложнее его личность. Рассматривать ее необходимо с разных сторон, во всем многообразии проявлений, состояний и особенностей.

В книге Г.В. Гатальской и А.В. Крыленко «В школу – с радостью» говорится о том, что процесс эффективного педагогического взаимодействия, так или иначе, предполагает формирование зрелой личности и включает в себя: умение легко вступать в беседу с учеником; умение слушать его; искренний интерес к ученику; серьезное отношение к нему; терпимость к его ошибкам и недостаткам; способность чувствовать его боль и радость, уверенность и сомнение; непринужденность самовыражения и, самое главное, потребность и способность понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему; умение увидеть и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха. Обладая такими способностями, учитель может заслужить авторитет учащихся, ведь это важно и для самого учителя.

В современном энциклопедическом словаре понятие авторитет рассматривается следующим образом: «Авторитет – (от лат. Auctoritas – власть, влияние) – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте».

Педагогу нужно уметь создать в процессе взаимодействия тот психологический комфорт для всех, когда, по словам В.А.Сухомлинского, видят в человеке достоинств в десять, в сто раз больше, чем недостатков. Одним из значительных результатов эффективного педагогического взаимодействия является улучшение самооценки учащегося, что стимулирует учебную деятельность и личностное развитие. То есть в процессе эффективного взаимодействия учитель стремится всевозможными путями, помогает ученику создавать лучшие представления о самом себе.

Уже Б.Ф. Скиннер, основоположник поведенческого подхода, подчеркивал, что эффективность педагогического воздействия с учениками определяют позитивные воспитательные стимулы. Результат эффективного педагогического взаимодействия с этой точки зрения выражается в том, что любое поведение приобретает свойство свободного, превращается тем самым в средство самореализации, происходит развитие положительных эмоций как результата выполненных дел, усиливается позитивная мотивация деятельности, возникают теплые чувства к учителю, склонность к взаимопомощи - ребенок не нуждается в жестоком надзоре со стороны учителя. Развивается творческая активность, улучшаются личностные отношения.

По мнению М.В. Зюзько, без интереса к личности учителя не бывает интереса к предмету! Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Учителя можно сравнить с воротами, со шлюзом. Ворота, шлюз (интерес к личности учителя) закрыты – нет движения дальше (интерес к учебному предмету, через него к культуре). Открыты шлюз, ворота – возможно движение дальше.

В этом суть педагогической работы - постоянно быть посредником, шлюзом между уровнем развития ученика и уровнем общей культуры. И учитель не просто шлюз, а система шлюзов, каналов, позволяющих подниматься ученику все выше и выше, к другим источникам. И при этом учитель поднимается вместе с учениками. Именно ученики дают учителю энергию жизни.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...

Методика интенсивного обучения русскому языку иностранных специалистов, занятых на промышленных предприятиях города
В предыдущей главе мы рассмотрели интенсивные методики обучения иностранным языкам. На основе рассмотренных методик можно выделить правила, которые должны соблюдаться в процессе обучения иностранных специалистов русскому языку: 1) владение языком, необходимое для языковой адаптации иностранных спец ...

Зарубежный и российский опыт профориентационной работы с молодежью
Российскому термину "профессиональная ориентация" на Западе соответствует термин "развитие карьеры". Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информацион ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru