Образование: статьи и материалы » Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников » Личность и авторитет учителя

Личность и авторитет учителя

Страница 1

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Именно поэтому в психологической науке существует множество определений личности.

В.М. Бехтерев утверждает, что «личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самостоятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру».

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского личность рассматривается как «определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении».

Итак, личность каждого человека является сложнейшим психофизическим и социальным образованием. И чем сложнее профессиональная деятельность, которой занимается человек, тем сложнее его личность. Рассматривать ее необходимо с разных сторон, во всем многообразии проявлений, состояний и особенностей.

В книге Г.В. Гатальской и А.В. Крыленко «В школу – с радостью» говорится о том, что процесс эффективного педагогического взаимодействия, так или иначе, предполагает формирование зрелой личности и включает в себя: умение легко вступать в беседу с учеником; умение слушать его; искренний интерес к ученику; серьезное отношение к нему; терпимость к его ошибкам и недостаткам; способность чувствовать его боль и радость, уверенность и сомнение; непринужденность самовыражения и, самое главное, потребность и способность понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему; умение увидеть и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха. Обладая такими способностями, учитель может заслужить авторитет учащихся, ведь это важно и для самого учителя.

В современном энциклопедическом словаре понятие авторитет рассматривается следующим образом: «Авторитет – (от лат. Auctoritas – власть, влияние) – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте».

Педагогу нужно уметь создать в процессе взаимодействия тот психологический комфорт для всех, когда, по словам В.А.Сухомлинского, видят в человеке достоинств в десять, в сто раз больше, чем недостатков. Одним из значительных результатов эффективного педагогического взаимодействия является улучшение самооценки учащегося, что стимулирует учебную деятельность и личностное развитие. То есть в процессе эффективного взаимодействия учитель стремится всевозможными путями, помогает ученику создавать лучшие представления о самом себе.

Уже Б.Ф. Скиннер, основоположник поведенческого подхода, подчеркивал, что эффективность педагогического воздействия с учениками определяют позитивные воспитательные стимулы. Результат эффективного педагогического взаимодействия с этой точки зрения выражается в том, что любое поведение приобретает свойство свободного, превращается тем самым в средство самореализации, происходит развитие положительных эмоций как результата выполненных дел, усиливается позитивная мотивация деятельности, возникают теплые чувства к учителю, склонность к взаимопомощи - ребенок не нуждается в жестоком надзоре со стороны учителя. Развивается творческая активность, улучшаются личностные отношения.

По мнению М.В. Зюзько, без интереса к личности учителя не бывает интереса к предмету! Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Учителя можно сравнить с воротами, со шлюзом. Ворота, шлюз (интерес к личности учителя) закрыты – нет движения дальше (интерес к учебному предмету, через него к культуре). Открыты шлюз, ворота – возможно движение дальше.

В этом суть педагогической работы - постоянно быть посредником, шлюзом между уровнем развития ученика и уровнем общей культуры. И учитель не просто шлюз, а система шлюзов, каналов, позволяющих подниматься ученику все выше и выше, к другим источникам. И при этом учитель поднимается вместе с учениками. Именно ученики дают учителю энергию жизни.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Общеразвивающие упражнения в средней группе
Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам. 1. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети средней группы строятся в звенья, которы ...

Рейтинговые технологии
Рейтинговые технологии, основная задача которых – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможные, создать условия для индивидуального развития ребенка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации учащи ...

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими по­степенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий х ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru