Образование: статьи и материалы » Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства » Теоретические основы профессиональной компетенций будущих дизайнеров

Теоретические основы профессиональной компетенций будущих дизайнеров

Страница 2

Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах, как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы к трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. Вехой в осознании проблемы формирования компетентного специалиста в области образования стали исследования 80-90-х годов XX века. Общая феноменология профессионально-педагогической компетентности и ее частных видов нашла отражение в работе В.А.Адольфа, Н.В.Кузминой и др.Обращая к изучению профессиональной компетентности, исследователи преимущественно осуществляют изучение отдельных сторон профессиональной компетенций. Например, Н.В.Кузьмина выделяет и обращает внимание на специально-педагогическую, научно-педагогическую, методическую и другие виды компетентности будущих педагогов; М.В.Прохорова – на управленческую компетентность специалиста; Г.Ж.Менлибекова – на социально-педагогическую.

В отечественной педагогике высшей школы термин «компетентность» пока окончательно не устоялся и в большинстве случаев используется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Исследования различных аспектов профессиональной компетентности ведутся такими учеными, как Б.Т.Кенжебеков В.В. Евдокомова, Ш.К.Жантлеуова, А.Л.Смятских, Г.А.Колесникова, М.В.Семенова, Х.О.Карасаева, Ф.К.Шуканова, С.И. Ферхо. Например, Кенжебеков Б.Т. выявляет теоретико-методологические основы, ведущие тенденции и механизмы развития профессиональной компетентности специалиста. Ферхо С.И. исследует процесс формирования профессиональной компетентности учителей по использованию электронных учебных изданий. Шаметов Н. – процесс формирования профессиональной компетентности учителей технологии.

Разнообразие подходов к толкованию сущности профессиональной компетенции можно объяснить тем, что определение данного понятия динамично и многогранно. Его значение трансформируется в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, образовании, формирования профессиональной компетентности студентов, которые могут быть (выбор баз учебных и производственных практик, учебные программы и др.), так и внутренними (инновационная деятельность образовательных учреждений, реализация творческих возможностей студентов, индивидуальный подход к студентам и др.).

Исходя из логики построения любого педагогического понятия, следует давать четкую формулировку, включая лишь основополагающие компоненты данного понятия. Поводя наше исследование, мы при определении понятия компетенции, его содержание, структурные компоненты и уровней опираемся на определение профессиональной компетенции предложенный Б.Т. Кенжебековым. Где сказано, что профессиональная компетентность – это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей человека, его профессионально значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации деятельности, готовность к постоянному саморазвитию. Общее понятие профессиональной компетентности относится к характеристике работника различных сфер, результативности его профессиональной деятельности независимо от возраста. Профессиональную компетенцию правомерно рассматривать как важную составную личностной структуры специалиста, включающую интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую сферы и сопровождающую все направления ее профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность, творчество, культура, технологичность, индивидуальный стиль, инновационный исследовательский подход к деятельности, ее продуктивность являются важнейшими компонентами личности специалиста-профессионала.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Технологии проведения коллективных творческих дел
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действите ...

Общая характеристика методик обследования детей с нарушениями речи
Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием компл ...

Представления старшеклассников об «идеальном» учителе
Старшеклассник, в отличие от учеников младших классов, не видит в учителе воплощения отца и матери. По мнению И.С. Кона, учительская власть также невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не в праве. В ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru