Образование: статьи и материалы » Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства » Дизайн как особая форма проектной деятельности

Дизайн как особая форма проектной деятельности

Страница 3

Но все точки зрения на начало истории дизайна сходится в одном: дизайн рассматривается в связи с искусством, с развитием художественного творчества. Он понимается либо как некий новый стиль в искусстве, либо как новая сфера приложения искусства к сфере промышленного производства.

Согласно этой точке зрения возникновение в дизайна ставилось в прямую связь с эстетическим освоением машинной техники, с авангардными течениями в живописи начала XX в., с утверждением эстетики функционализма. Непосредственная связь изобразительного искусства и дизайна на рубеже XIX – XX вв. подтверждается творческой биографией его выдающихся представителей. Ван де Вельде был живописцем, учеником Ван Гога. Живописцем и художником прикладником был Петер Беренс. Ле Корбюзье, прежде чем стать архитектором – дизайнером вместе с А. Озанфаном основал пуризм. В Татлин пришел к проектированию вещей от живописи через контр рельефы.

Существует и принципиально иное понимание природы дизайна. Согласно этой версии дизайн – не искусство, а проектирование предметных условий общественной жизни (предметной среды), не имеющее отношение к искусству. Впервые это позиция была сформулирована в 1920-х гг. теоретиком производственного искусства Б. Арватовым, который тщательно проследил связь дизайна с новейшим искусством. Дизайн «произошел» от искусства, но сам он не искусство. Дизайн имеет и других «родителей», другие источники формирования. Дизайн проектирование предметных условий жизни общества, проектирование изделий, которые должны быть произведены машинной индустрией. Это такое проектирование, которое учитывает не только условия производства, но и условия потребления. Оно становится, таким образом, связью между производством и потреблением, «организатором быта».

Б. Арватов, как и другие теоретики – производственники, считал что искусство должно полностью растворится в жизни, прежде всего в производстве как в главном виде человеческой деятельности. Вся утопичность этой точки зрения очевидна, ибо никакое «растворение» искусства невозможно. Теорию производственников стоит рассматривать прежде всего как социальный проект, так и оставшийся нереализованным. Однако, так или иначе, в среде «производственников » еще в 1920-е гг. сложилось представление о дизайне как о деятельности хотя и связанной с искусством в своем происхождении, но искусством не являющимся.

Еще один взгляд на дизайн как на нехудожественное проектирование был выработан в высшей школе формообразования в Ульме, который руководил крупнейший теоретик и практик дизайна Т. Мольдонадо. Согласно этой концепции дизайн не может ни отменить, ни заменить собой искусство, так как эти два вида деятельности существуют автономно. Дизайн, как искусство, является вполне самостоятельной человеческой деятельностью. То обстоятельство, что современные формы дизайна первоначально складывались внутри авангардных художественных течений начала XX в., исторически объяснимо, но с точки зрения самой природы дизайна не имеет значения. Скорее, напротив. Это «случайное» обстоятельство зарождения дизайна в недрах искусства мешает самоопределению дизайна как независимого от искусства вида человеческой деятельности.

Согласно Ульмской концепции дизайн – не что иное, как проектирование промышленных продуктов. Соответственно, и история дизайна – это не история эстетического освоения искусством XX в. техники, а история промышленного проектирования. А история эта так же стара, как история человечества, как история производства.

В наше работе мы рассматриваем теорию «классического» – индустриального – дизайна. Первое определение индустриального дизайна было принято на первом конгрессе ИКСИД (Международного совета обществ по художественному конструированию) в 1957 г. в Стокгольме. Согласно этому определению дизайнером назывался любой специалист, который на основании полученных им знаний, технической подготовки и практического опыта, а также художественного чутья и развитого зрительного восприятия рекомендует производству наиболее подходящие материалы и способы их обработки, определяет форму, цвет и характер отделки промышленных изделий массового производства. Если дизайнер работает в отраслях промышленности, связанных с прикладным искусством и ремеслами, где разработка изделий ведется ручным способом, то он считается дизайнером только тогда, если созданные по его проектам изделия выпускаются значительным тиражом и не считаются его личной работой. Вообще же дизайнер может ограничить свою деятельность вопросами рекламы, упаковки или же устройством выставок товаров.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическа ...

Педагогические условия развития воображения на занятиях кружка "Природа и фантазия"
Существенно следующее обстоятельство: в дошкольном возрасте большую роль в развитии воображения имеют художественная деятельность, конструирование, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Правда, эти средства первоначаль ...

Основные функции дидактической игры
Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал у ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru