Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками

Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками

Страница 1

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Но несмотря на ряд положительных преобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, диффузность построения образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению.

Восприятие – совокупность психических операций, с помощью которых мы получаем обобщенную информацию в виде целостного чувственного образа объекта. Но процесс восприятия не есть сумма отдельных впечатлений, свойств объекта, а качественно иной процесс, заключающейся в переработке полученной с помощью органов чувств сенсорной информации и перекодирование её на язык символов. Восприятие является необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, вниманием, памятью, направляется мотивацией и имеет определенную эффективно-эмоциональную окраску.

Особенно активно работает и развивается восприятие в детстве, в период дошкольного и младшего школьного возраста. Бурный поток информации бывает либо неуправляемым, либо управляется стихийно (информация интерпитируется родителями, друзьями, ведущими телепередач и т.д.). Но они часто недооценивают педагогическое значение качества поступающей к детям информации об окружающей среде, о природе, часто подменяя ее информацией абстрактной.

Многие ученые занимались изучением специфики младшего школьного возраста, в том числе Б.Т. Лихачев, который писал об этом возрасте следующее: "Вместе с тем независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения развития нравственно-эстетического восприятия и формирования эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности. Основные нравственно- эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.

Сфера нравственно-эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его нравственно-эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника.

На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере нравственно-эстетических отношений.

Многие исследователи телевидения, занимающие в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не обладает высоким эстетическим потенциалом. "Использование пяти каналов коммуникации одновременно объясняет низкий статус телевидения как эстетического текста. Высокая степень повторяемости и дублирования, которая существует между звуковым и образным рядом и между сегментами на общем уровне как серийность, которая является определяющей формой телевидения.

Низкий эстетический статус телевидения объясняется У. Эко таким образом: "Этот избыток предназначенного для удовольствия, повторения, отсутствия инновации ощущается как коммерческий прием, при помощи которого продукт мог бы соответствовать ожиданиям аудитории, а не как провоцирующее предложение нового и трудного для восприятия мировидения".

Исследования, проведенные в США в середине семидесятых годов, установили, что ребенок младшего школьного возраста проводит у экрана телевизора в среднем от четырех до пяти часов в день.

Этот факт свидетельствует о том огромном влиянии, которое может оказать телевидение на развитие ребенка. Хотя, в отличие от общения со сверстниками, просмотр телевизионных программ не дает ребенку возможности полноценного социального взаимодействия, предполагающего наличие обратной связи между партнерами, этот процесс способствует выработке устойчивых моделей поведения, формированию ценностных ориентаций и картины мира ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки
По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из ...

Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич
Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разливает два класса ценност ...

Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля
Как отмечалось выше, в § 1.1., основой главного противоречия и кризиса образовательной системы является неадекватность качества и эффективности технологического и социально-экономического развития образовательных услуг по сравнению с темпами интенсификации общественного производства. Решение этих п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru