· консервативна и поэтому с опозданием откликается на запросы общества. Это приводит, с одной стороны, к опасности появления «квалификационной пропасти», когда может не оказаться необходимых для общества специалистов. С другой стороны, в условиях быстрого старения информации и быстрой смены технологий есть риск выпуска специалистов, пополняющих ряды безработных, то есть система становится экономически неэффективной;
· недостаточно демократична, и ей в значительной степени присуща авторитарность преподавания, жесткая регламентация педагогического процесса;
· обладает недостаточно выраженной направленностью на самообразование, не способствует в должной мере воспитанию готовности к социальной динамике, которая может в течение жизни многократно заставить менять профиль деятельности;
· не может обеспечить достаточного разнообразия подготовки.
В результате коренных изменений в мировой науке, технике, технологии, а также в результате процессов, связанных с информатизацией и автоматизацией, не учтенных при осуществлении в стране политики в области образования, российская система образования перестала отвечать требованиям времени. Поэтому наметившаяся в 90-х годах тенденция к глубокой реформе образования в России явилась закономерным процессом, призванным преодолеть недостатки существующей системы, сделать ее более многообразной, лучше приспособленной к внутренним потребностям страны, к изменениям в экономике, социальной и общественной жизни, а также с целью интегрировать ее в мировую систему образования.
В. Г. Кинелев отмечает, что «реформы вызваны в жизнь необходимостью повышения социальной защищенности и благосостояния граждан России через формирование условий, в которых естественно и свободно развивались бы творческие и профессиональные способности каждого человека …. А это значит, что реформирование должно пройти через все звенья системы образования: структуру и содержание образовательных и профессиональных программ, систему образовательных учреждений и органов управления образованием».
По мнению А. И. Михайлушкина, начавшееся в 90-х годах реформирование системы образования направлено на решение следующих основных задач:
· создание многоукладной системы образования, развития многообразия, вариативности образовательных программ и образовательных учреждений;
· целенаправленная ориентация системы образования на спрос не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики, регионов, муниципалитетов и т.д., создание широкого, цивилизованного рынка образовательных услуг;
· преодоление деформации в соотношении отдельных уровней системы образования, в размещении сети образовательных учреждений, вызванных прежней ведомственной организацией образовательной системы, прежде всего – профессионального образования;
· устранение диспропорций между структурой (объемом) подготовки кадров и структурой (объемом) спроса на них на рынке труда;
· оптимизация сети образовательных учреждений на основе жизненных потребностей, создание и развитие на базе этих потребностей новых видов образования и типов образовательных учреждений.
Реформирование системы образования направлено на построение многоуровневой системы с ее возможностью дифференцированного обучения, усилением индивидуального подхода к обучающимся, воспитанием личности, самостоятельно контролирующей свою деятельность. Организация обучения теряет строго унифицированные черты как следствие разнообразия спроса студентов на образовательные услуги.
В новых экономических условиях становится необходимой и возможной многовариантность профессионального образования по срокам, набору дисциплин, квалификации, приобретаемым знаниям.
При этом следует заметить, что многоуровневая система подготовки есть форма обновления профессионального образования и не означает изменение его существа, которое заключается в том, чтобы обеспечить получение обучающимися соответствующей квалификации и знаний, адекватных требованиям времени и индивидуальным запросам личности.
Похожие статьи:
Эффективность коррекционно-развивающей работы
С целью проверки эффективности коррекционно – развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента – контрольный. Цель: проверка влияния использования игрушек на занятиях. На этом этапе эксперимента мы проверили прирост уровня развития связной речи в старшей группе «Фантазеры 1», с которой з ...
Фразеологические единицы как компонент содержания формирования
лексической компетенции
Лексическая компетенция - знания словарного состава языка, включающие лексические элементы, и способности их использования в речи. Так, согласно А.Н. Шамову , лексическая компетенция представляет собой систему, состоящую из компонентов, показанных в таблице 1.1. Таблица 1.1. Компоненты лексической ...
Теоретические основы формирования словообразования у детей старшего дошкольного
возраста
Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика - строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел яз ...