Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Страница 3

В условиях перехода страны к рыночной экономике появляется острая необходимость в такой системе подготовки специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка. В связи с этим утверждается идея о необходимости усилить акцент в сторону фундаментального образования, которое обладает большим временем выживаемости, более консервативно и которое при его правильном формировании позволяет перейти «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь». Образование через всю жизнь («lifelongeducation») рассматривается как единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях.

По мере развития материально-технической базы общества, его техники и технологии, по мере усложнения отношений участников общего трудового процесса объективно растут требования со стороны производства и сферы услуг к адекватному уровню профессиональной подготовки специалистов, их мобильности, способности самостоятельно и эффективно обновлять «багаж» профессиональных знаний и опыта. По данным экономистов, ежегодно обновляется 5% фундаментальных и 20% профессиональных знаний.

В США установлена своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов – так называемый «период полураспада компетентности», термин, означающий продолжительность времени с момента окончания техникума или вуза, когда в результате появления новой научно-технической информации компетентность специалиста снижается на 50%. В течение последних десятилетий этот период быстро сокращается. Так, если 50-процентное устаревание знаний инженера, выпускника 1940 г. наступало через 12 лет, то для выпускника 1960 г. – через 8 – 10 лет, 1970 г. – через 5 лет, а сегодня это оценивается экспертами в 2-3 года.

Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новой профессии, новому виду трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было.

Дискретно организованная система образования уже не отвечает требованиям времени, потому что она «отличается ограниченностью диффузного продвижения по ней личности, не имеет системно воплощенного коммулятивного характера с развитым образовательным правом, обеспечивающего последовательное и индивидуально-приемлемое по формам и темпам накопления личностью своего образовательного капитала, который удостоверяется на каждом этапе общего и профессионального образования соответствующим документом. При этом каждый такой документ признается как социально значимый в обществе и на рынке труда элемент преемственности и непрерывности» .

Альтернативой существовавшей ранее дискретной системе образования выдвигается непрерывное образование как конструкция, соответствующая потребности личности в постоянном накоплении и обновлении знаний с повышением образовательного уровня или степени квалификации и получении образования для изменения сферы деятельности. Смысл непрерывности заключается «в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, всеохватывающем по полноте, индивидуализированном во времени, темпам и направленности; в предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы получения образования» .

Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на Форуме ЮНЕСКО крупнейшим теоретиком Ж. Делором и вызвала огромный теоретический и практический интерес. В предложенной трактовке непрерывного образования была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса
К вопросу познавательного интереса обращались многие мыслители, психологи, педагоги в разные эпохи, поэтому и отношение к значению познавательного интереса складывалось под влиянием социально-политических и морально-этических тенденций того времени. Как уже отмечалось, первые попытки определения по ...

Особенности развития детей младшего школьного возраста
Наиболее характерным для периода 7-10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Этот переходный период отличается тем, что ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с новыми качествами, присущими школьникам. В этот период продолжается активное созрева ...

Влияние сформированности полоролевых стереотипов на здоровье подростков
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальная сил. Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru