Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Социально-экономические и педагогические предпосылки модернизации профессионального образования

Страница 6

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сформулировать основные признаки непрерывного образования:

1) увеличение временной протяженности образовательного процесса на весь жизненный цикл;

2) вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса;

3) ориентация на поступательное формирование и обогащение творческого потенциала личности.

Изучение накопленного опыта по исследуемой проблеме показало, что непрерывное образование рассматривается в литературе как «процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека». Система профессионального образования является частью общей системы образования человека в течение всей его жизни. Формирование системы непрерывного профессионального образования обусловлено изменениями социально-экономической среды, в которых она реализуется. Факторы среды определяют совокупность обстоятельств – социально-педагогических условий, способствующих эффективному функционированию системы непрерывного профессионального образования.

Анализ современной социально-экономической сферы позволяет выделить следующие характерные для нее факторы и адекватные им социально-педагогические условия (рисунок 1).

Факторы социально-экономической среды

Социально-педагогические условия непрерывного профессионального образования

* Высокая скорость устаревания профессиональных знаний

è

Направленность на образование и самообразование в течение всей жизни

Построение профессионального образования на фундаментальной основе

* Сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда

è

Многоуровневость структуры профессио-нального образования

* Структурные изменения в сфере занятости

è

Вариативность образовательных программ

Готовность личности к социальной динамике

*Изменение спроса со стороны государства, личности, рынка

è

Вариабельность структуры и объема подготовки специалистов

* Ограниченность временных и материальных ресурсов личности

è

Адаптивность уровней образования

Рис. 1. Социально-педагогические условия непрерывного профессионального образования

Структурная организация системы непрерывного профессионального образования представляет собой комплекс образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев профессионального образования, совместно решающих задачи воспитания, обучения и развития каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.

Формирование структуры непрерывного образования осуществляется через расширение образовательных возможностей для каждого человека реализовать свои потребности в новых знаниях. По мнению А. М. Новикова, возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, он может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство. А. М. Новиков предлагает назвать это «вектором движения вперед» (рисунок 2).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Политические информации. Методика их проведения
Политинформации - наиболее распространенная форма внеклассного просвещения учащихся. Во времена существования советского государства данная форма политического просвещения учащихся была ведущей, однако сейчас. Постепенно утратила свое ведущее значение. Однако в последние годы вновь активно стал про ...

Предложения по воспитанию студентов
Каждый студент должен заниматься самовоспитанием, самообучением, саморазвитием, самоконтролем. Как сказал А.С. Воронин: ”Студент – это пытливый ум, ищущий знания” Студент должен обогащать свою духовную жизнь: посещать театры, музеи, выставки, кино; читать много дополнительной литературы (художестве ...

Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова
XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. Происходит значительное событие - открытие первых светских государственных школ. Вначале эти школы имели практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701), пушкарская школа (1701), хирург ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru