Таким образом, на основе вышеизложенного можно сформулировать основные признаки непрерывного образования:
1) увеличение временной протяженности образовательного процесса на весь жизненный цикл;
2) вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса;
3) ориентация на поступательное формирование и обогащение творческого потенциала личности.
Изучение накопленного опыта по исследуемой проблеме показало, что непрерывное образование рассматривается в литературе как «процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека». Система профессионального образования является частью общей системы образования человека в течение всей его жизни. Формирование системы непрерывного профессионального образования обусловлено изменениями социально-экономической среды, в которых она реализуется. Факторы среды определяют совокупность обстоятельств – социально-педагогических условий, способствующих эффективному функционированию системы непрерывного профессионального образования.
Анализ современной социально-экономической сферы позволяет выделить следующие характерные для нее факторы и адекватные им социально-педагогические условия (рисунок 1).
Факторы социально-экономической среды |
Социально-педагогические условия непрерывного профессионального образования | |
* Высокая скорость устаревания профессиональных знаний |
è |
Направленность на образование и самообразование в течение всей жизни Построение профессионального образования на фундаментальной основе |
* Сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда |
è |
Многоуровневость структуры профессио-нального образования |
* Структурные изменения в сфере занятости |
è |
Вариативность образовательных программ Готовность личности к социальной динамике |
*Изменение спроса со стороны государства, личности, рынка |
è |
Вариабельность структуры и объема подготовки специалистов |
* Ограниченность временных и материальных ресурсов личности |
è |
Адаптивность уровней образования |
Рис. 1. Социально-педагогические условия непрерывного профессионального образования
Структурная организация системы непрерывного профессионального образования представляет собой комплекс образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев профессионального образования, совместно решающих задачи воспитания, обучения и развития каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.
Формирование структуры непрерывного образования осуществляется через расширение образовательных возможностей для каждого человека реализовать свои потребности в новых знаниях. По мнению А. М. Новикова, возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, он может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство. А. М. Новиков предлагает назвать это «вектором движения вперед» (рисунок 2).
Похожие статьи:
Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей"
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативн ...
Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...
Самоконтроль использования времени
Специалисты в течение дня выполняют десятки и даже сотни различных видов работ и тем самым создают себе иллюзию того, что везде и во всем успевают. Однако анализ их работы свидетельствует о том, что, тратя минимум времени на максимум различных видов работ, они не могут дать глубокого анализа реальн ...