Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Педагогические условия развития воображения на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Педагогические условия развития воображения на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Страница 3

постановка проблемы, поиск вариантов её решения дети осуществляют самостоятельно.

Все рассмотренные нами методы и приёмы (наглядные, словесные, игровые, практические) обучения в реальном процессе обучения надо сочетать, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развития детского художественного творчества и как следствие - воображения.

Четвёртое педагогическое условие - знакомство дошкольников на занятиях кружка "Природа и фантазия" с выразительными возможностями преобразования природных материалов.

Ребёнок воспринимает окружающий его мир наиболее полно, ярко и адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает, непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами. Он видит эти предметы и осязает их, получает определённые понятия о таких свойствах, как гладкость или шероховатость, лёгкость или тяжесть, холод или тепло, сухость или влажность, упругость, ломкость, мягкость, вязкость, сыпучесть и т.д., что для развития старшего дошкольника это очень важно. Все эти ощущения помогают понять окружающий предметный мир, войти в него. Дальнейшие попытки преобразования этого мира через воздействие на некоторые материалы заставляют ещё более внимательно присматриваться к их свойствам, считаться с ними. Ребёнок приучается видеть связь между определёнными предметными действиями и их результатами, пытается прогнозировать эти результаты, в связи с чем перед ним встаёт необходимость планировать свои действия. И чем более серьёзные требования он предъявляет к тому предмету, конструкции, которые должны получиться, тем больше усилий приходиться прилагать к чёткому "построению" своих действий, их анализу, контролю, своевременной корректировке. Так происходит не просто обработка тех или иных практических приёмов работы, но именно развитие личности, в первую очередь её интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств. Причём, ребёнок наглядно видит зависимость результатов деятельности, её успешность или ошибочность от предпринятых им действий.

Практическая, предметная деятельность в развитии личности - один из важнейших факторов. Вывод, который из этого следует, не нов, он является "хорошо забытым старым": основой занятия художественно-творческого труда с природным материалом должна быть полноценная обработка приёмов практической деятельности с различными материалами. Именно тщательность обработки материалов, грамотность приёмов работы, аккуратность и точность являются основными средствами развития ребёнка в данном учебном предмете. Причём речь идёт не только о развитии таких качеств, как усидчивость, добросовестность, аккуратность и пр., а именно о развитии личности в целом.

Природный материал - это особый материал. С одной стороны, он очень непрочный - либо он легко ломается и крошится, либо очень твёрд, требует знаний свойств и особенностей, навыков осторожного обращения. С другой стороны, обладает богатыми возможностями для развития воображения и детской творческой деятельности. Поражаешься искусству природы. То из сосновой веточки глядит на тебя балерина, из сломанного ветром дерева вырастает медведь, у ног в траве притаилась змея из веточки ольхи. А сколько причудливых зверей, смешных лесных человечков из корней можно найти в лесу! И у всех этих своеобразных произведений искусства один автор - природа.

Скульптура из природных материалов может быть просто игрушкой, но может быть и высокохудожественным произведением. Просто, собрав корешки, веточки, спелые жёлуди, каштаны, шишки, бересту, надо повнимательней присмотреться к этому материалу, немного пофантазировать.

Одна из основных линий развития воображения должна быть направлена на овладение ребёнком независимо от конкретного материала основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими её на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения является, на наш взгляд, образы, построенные различными способами, и значения слов, включенные в различные контексты и относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые, прежде всего в речевой деятельности ребёнка или в виде образа - модели будущего произведения.

Овладение такими средствами, как справедливо указывает Э.В. Ильенков, может идти через взаимодействие с теми предметами общечеловеческой культуры, которые созданы силами воображения, а также через развитие символической функции в различных видах детской деятельности, которыми ребёнок овладевает с помощью взрослого, передающего ему формы и способы "означения" действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Современный этап развития методики и методики развития речи дошкольников
Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение гра ...

Особенности возрастного развития подростков: гендерный подход
Пубертатный период – время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят разли ...

Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru