Образование: статьи и материалы » Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия" » Педагогические условия развития воображения на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Педагогические условия развития воображения на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Страница 3

постановка проблемы, поиск вариантов её решения дети осуществляют самостоятельно.

Все рассмотренные нами методы и приёмы (наглядные, словесные, игровые, практические) обучения в реальном процессе обучения надо сочетать, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развития детского художественного творчества и как следствие - воображения.

Четвёртое педагогическое условие - знакомство дошкольников на занятиях кружка "Природа и фантазия" с выразительными возможностями преобразования природных материалов.

Ребёнок воспринимает окружающий его мир наиболее полно, ярко и адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает, непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами. Он видит эти предметы и осязает их, получает определённые понятия о таких свойствах, как гладкость или шероховатость, лёгкость или тяжесть, холод или тепло, сухость или влажность, упругость, ломкость, мягкость, вязкость, сыпучесть и т.д., что для развития старшего дошкольника это очень важно. Все эти ощущения помогают понять окружающий предметный мир, войти в него. Дальнейшие попытки преобразования этого мира через воздействие на некоторые материалы заставляют ещё более внимательно присматриваться к их свойствам, считаться с ними. Ребёнок приучается видеть связь между определёнными предметными действиями и их результатами, пытается прогнозировать эти результаты, в связи с чем перед ним встаёт необходимость планировать свои действия. И чем более серьёзные требования он предъявляет к тому предмету, конструкции, которые должны получиться, тем больше усилий приходиться прилагать к чёткому "построению" своих действий, их анализу, контролю, своевременной корректировке. Так происходит не просто обработка тех или иных практических приёмов работы, но именно развитие личности, в первую очередь её интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств. Причём, ребёнок наглядно видит зависимость результатов деятельности, её успешность или ошибочность от предпринятых им действий.

Практическая, предметная деятельность в развитии личности - один из важнейших факторов. Вывод, который из этого следует, не нов, он является "хорошо забытым старым": основой занятия художественно-творческого труда с природным материалом должна быть полноценная обработка приёмов практической деятельности с различными материалами. Именно тщательность обработки материалов, грамотность приёмов работы, аккуратность и точность являются основными средствами развития ребёнка в данном учебном предмете. Причём речь идёт не только о развитии таких качеств, как усидчивость, добросовестность, аккуратность и пр., а именно о развитии личности в целом.

Природный материал - это особый материал. С одной стороны, он очень непрочный - либо он легко ломается и крошится, либо очень твёрд, требует знаний свойств и особенностей, навыков осторожного обращения. С другой стороны, обладает богатыми возможностями для развития воображения и детской творческой деятельности. Поражаешься искусству природы. То из сосновой веточки глядит на тебя балерина, из сломанного ветром дерева вырастает медведь, у ног в траве притаилась змея из веточки ольхи. А сколько причудливых зверей, смешных лесных человечков из корней можно найти в лесу! И у всех этих своеобразных произведений искусства один автор - природа.

Скульптура из природных материалов может быть просто игрушкой, но может быть и высокохудожественным произведением. Просто, собрав корешки, веточки, спелые жёлуди, каштаны, шишки, бересту, надо повнимательней присмотреться к этому материалу, немного пофантазировать.

Одна из основных линий развития воображения должна быть направлена на овладение ребёнком независимо от конкретного материала основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими её на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения является, на наш взгляд, образы, построенные различными способами, и значения слов, включенные в различные контексты и относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые, прежде всего в речевой деятельности ребёнка или в виде образа - модели будущего произведения.

Овладение такими средствами, как справедливо указывает Э.В. Ильенков, может идти через взаимодействие с теми предметами общечеловеческой культуры, которые созданы силами воображения, а также через развитие символической функции в различных видах детской деятельности, которыми ребёнок овладевает с помощью взрослого, передающего ему формы и способы "означения" действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Развитие педагогики в России
В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучен ...

Значение кристаллогидратов
Образование и разрушение газовых клатратов используются, для разделения газов опреснения морской воды. Клатраты в природе часто играют роль естественного хранилища газов. Кристаллогидраты занимают важное место в строительстве в процессах схватывания и твердения вяжущих. В растительных клетках часто ...

Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru