Воспитание дошкольников в процессе художественно - творческого конструирования из природного материала включает в себя три взаимосвязанных между собой процесса: восприятие, воображение, воспроизведение представленного образа в конструировании, аппликации. Следует отметить, что дети старшего дошкольного возраста склонны улавливать, проявлять интерес к художественным деталям, из которых складывается эстетический объект. Всё это предпосылки развития у старших дошкольников творческого восприятия и воображения и на их основе отражения мира.
Способность чувствовать одновременно и красоту формы выражения содержания, и цвет, и их различные соотношения повышает уровень детского восприятия. Но дети в состоянии передать только те мысли, которые они поняли, выразить те чувства, которые пережили. Следовательно, чем полнее и глубже они способны воспринимать художественные особенности объекта, тем более осмысленно и выразительно смогут передать увиденное. Наблюдения позволяют утверждать, что такая способность развивается у детей в результате целенаправленного воспитания и соблюдения определённых условий. Основные из них:
1. Развитие у детей эстетического видения действительности путём сенсорного воспитания.
2. Отбор объектов восприятия, качественных в художественном и идейно - нравственном отношениях, доступных и способных стимулировать творческое воображение детей.3. Установка педагога на восприятие красоты окружающего мира и использование увиденного в новых комбинациях в своих изделиях.
Основными объектами для восприятия в процессе обучения могут быть природа, произведения искусства, художественной литературы, предметы быта и т.д.
Дети постоянно должны наблюдать прекрасные предметы и явления. Объекты восприятия могут быть самыми разнообразными. В первую очередь - это природа. Природа прекрасна всегда. Человек дополнил природу различными предметами, которые по своей форме дополняют красоту природы.
Именно во время работы с природным материалом дети лучше знакомятся с пропорциональностью различных форм, где они наглядно убеждаются в том, что удачное сочетание форм различных размеров делает композицию или предмет в целом красивее, изящнее.
Можно с уверенностью утверждать, что художественно-конструкторская характеристика предметов и явлений играет важную роль в развитии ребёнка. Она учит различать форму, цвет, пропорции, развивает внимание, воображение, способствует формированию творчества.
Как правило, процессу творчества при работе с природным материалом предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Ребёнок, как и любой человек, черпает информацию об окружающем из разных источников. Изучая жизнь, он не остаётся беспристрастным наблюдателем. Чем богаче, глубже личность ребёнка, тем более неравнодушен он к тому, что видит и знает. Ребёнок может испытывать по характеру (позитивные и негативные), силе, глубине, степени осознанности чувства. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие мира рождает потребность выразить своё отношение. В отличие от взрослых людей, ребёнок может выразить себя средствами того или иного искусства, в художественных образах. Личностное отношение ребёнка к миру - непременное условие детского искусства. Художественный образ - это всегда сплав объективных сторон явлений действительности и индивидуальности ребёнка, неповторимости его внутреннего мира.
Итак, окружающий мир и деятельность ребёнка рождают эмоционально - интеллектуальный опыт, который служит источником идей и художественных замыслов.
Пятое педагогическое условие - развитие умения детей к самостоятельному поиску художественного замысла до начала практического выполнения, непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.
Данное условие проходит несколько последовательных этапов: от возникновения образа к его осознанию, оформление замысла к его практическому осуществлению.
Возникшее желание выразить мысль, идею и чувство требует конкретного воплощения в художественном образе. Сначала появляются замысел, представление результата работы, некоторых способов её воплощения. Объединяет их способность видеть в обычном необычное. Это особенность продуктивного воображения, отмеченная психологами: "…в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, воображение осуществляет своеобразный отлёт от действительности, т.к. он позволяет соединять предметное содержание различных объектов".
Похожие статьи:
Последствия неэффективного взаимодействия педагога с учащимися
Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Успеваемость мало говорит о характере юнош ...
Реформирование образования в советский период
Примером масштабных реформ образования под влиянием социальных изменений являются реформы в России ХХ в. Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения (раньше задача так не формулировалась, поэтому не было и механизма ее реализации), общедоступности образования, его унифика ...
Выявление взаимосвязи мотивации и дезадаптации первоклассников
Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею. Школьную мотивацию мы также изучали с по ...