Образование: статьи и материалы » Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников » Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью

Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью

Страница 2

Методика 3. «Разбитая чашка».

Цель: исследовать особенности формирования у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: в середине комнаты стоит круглый стол, на нем находится посуда. Растерянный мальчик смотрит на разбитую чашку, которая находится на полу, рядом с ней лежит мяч. (Причина- мальчик играл в комнате с мячом; следствие первого порядка - мяч попал в чашку; следствие второго порядка - чашка разбита).

Процедура: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами.

Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами: «что находится на столе? Что лежит на полу? Что мальчик делал с мячом? Куда упал мячик? Что случилось с чашкой?» потом ребенок рассказывает все, что произошло.

Методика 4. «Разрезные картинки».

Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.

Оборудование: пять сюжетно-связанных картинок.

Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.

Методика 5. «Сюжетные картинки».

Цель: предъявление сюжетных картинок направлено на выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, понимания шутки, юмора, а также на умение выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Оборудование: картинки с шестью вариантами задания:

А) сюжетная картинка с явным смыслом;

Б) сюжетная картинка со скрытым смыслом;

В) последовательные картинки с явным смыслом сюжета;

Г) последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета

Д) последовательные картинки с незавершенным концом действия;

Е) «нелепицы».

Процедура и инструкция:

Варианты. А, Б. Ребенку пока­зывают картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисо­вано. Если ребенок не в состоянии сам составить рассказ, проводится беседа по данной картинке в вопросно-ответной фор­ме. Ес­ли картинка со скрытым смыслом сюжета, а из рассказа ре­бенка не видно, понял ли он его смысл, то нужно задать уточ­няющий или наводящий вопрос.

Варианты. В, Г и Д. Перед ребенком раскладывают картин­ки в случайном порядке; затем его просят установить их после­довательность и составить по ним рассказ.

Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной — начало, на другой — продолжение, и так до конца. Разложи все кар­тинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)».

Если словесной инструкции бывает недостаточно в этом случае нужно указать ребенку на первую по порядку картинку и предложить работать дальше самому. Если ребенок не понял сразу смысл картинки, можно показать ему ее еще раз.

Инструкция: если предъявляются последовательные картинки с неза­вершенным сюжетом, после установления последовательности событий ребенку предлагают придумать конец рассказа: «Как ты думаешь, что было дальше? Чем кончилась эта история?»

Вариант Е. Ребенку предъявляют картинку «Нелепицы» и предлагают ее внимательно рассмотреть. После этого проводит­ся беседа, во время которой выявляется отношение ребенка к ситуациям на картинке, понимание их нелепости, заключенно­го в них юмора. Если ребенок не выражает удивления, не дает каких-либо объяснений, картинка его не забавляет, то целесо­образно задать несколько вопросов, например: «Что здесь изо­бражено? Бывает ли такое на самом деле? Как ты думаешь, смешно это или нет? (О каком-нибудь фрагменте). Почему?»

Обработка результатов методик:

4 балла - справился с задачей без дополнительных вопросов, дав правильный четкий ответ, полное связное описание событий в рассказе, установил последовательность событий изображенных на разрезных картинках, понимание нелепых ситуаций;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...

Социально-психологические особенности неблагополучных семей
В своей работе на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкого изучения семьи данных, социальный работник подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры). Благополучные семьи на основе дальнейшего ан ...

Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru