Образование: статьи и материалы » Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников » Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью

Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальнойнедостаточностью

Страница 2

Методика 3. «Разбитая чашка».

Цель: исследовать особенности формирования у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: в середине комнаты стоит круглый стол, на нем находится посуда. Растерянный мальчик смотрит на разбитую чашку, которая находится на полу, рядом с ней лежит мяч. (Причина- мальчик играл в комнате с мячом; следствие первого порядка - мяч попал в чашку; следствие второго порядка - чашка разбита).

Процедура: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами.

Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами: «что находится на столе? Что лежит на полу? Что мальчик делал с мячом? Куда упал мячик? Что случилось с чашкой?» потом ребенок рассказывает все, что произошло.

Методика 4. «Разрезные картинки».

Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.

Оборудование: пять сюжетно-связанных картинок.

Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.

Методика 5. «Сюжетные картинки».

Цель: предъявление сюжетных картинок направлено на выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, понимания шутки, юмора, а также на умение выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Оборудование: картинки с шестью вариантами задания:

А) сюжетная картинка с явным смыслом;

Б) сюжетная картинка со скрытым смыслом;

В) последовательные картинки с явным смыслом сюжета;

Г) последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета

Д) последовательные картинки с незавершенным концом действия;

Е) «нелепицы».

Процедура и инструкция:

Варианты. А, Б. Ребенку пока­зывают картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисо­вано. Если ребенок не в состоянии сам составить рассказ, проводится беседа по данной картинке в вопросно-ответной фор­ме. Ес­ли картинка со скрытым смыслом сюжета, а из рассказа ре­бенка не видно, понял ли он его смысл, то нужно задать уточ­няющий или наводящий вопрос.

Варианты. В, Г и Д. Перед ребенком раскладывают картин­ки в случайном порядке; затем его просят установить их после­довательность и составить по ним рассказ.

Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной — начало, на другой — продолжение, и так до конца. Разложи все кар­тинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)».

Если словесной инструкции бывает недостаточно в этом случае нужно указать ребенку на первую по порядку картинку и предложить работать дальше самому. Если ребенок не понял сразу смысл картинки, можно показать ему ее еще раз.

Инструкция: если предъявляются последовательные картинки с неза­вершенным сюжетом, после установления последовательности событий ребенку предлагают придумать конец рассказа: «Как ты думаешь, что было дальше? Чем кончилась эта история?»

Вариант Е. Ребенку предъявляют картинку «Нелепицы» и предлагают ее внимательно рассмотреть. После этого проводит­ся беседа, во время которой выявляется отношение ребенка к ситуациям на картинке, понимание их нелепости, заключенно­го в них юмора. Если ребенок не выражает удивления, не дает каких-либо объяснений, картинка его не забавляет, то целесо­образно задать несколько вопросов, например: «Что здесь изо­бражено? Бывает ли такое на самом деле? Как ты думаешь, смешно это или нет? (О каком-нибудь фрагменте). Почему?»

Обработка результатов методик:

4 балла - справился с задачей без дополнительных вопросов, дав правильный четкий ответ, полное связное описание событий в рассказе, установил последовательность событий изображенных на разрезных картинках, понимание нелепых ситуаций;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...

Методы и музыкальный репертуар, направленные на развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическа ...

Общие тенденции для ОУ за последние годы
Проведение предметных недель (в данном направлении активно работают все МО) Проведение экологической недели Проведение олимпиад по предметам в ноябре месяце Проведение открытых уроков в рамках МО Утверждение практической части по предметам к экзаменам Рассмотрение календарно-тематического планирова ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru