Образование: статьи и материалы » Воспитание личности в спорте » Управление коллективом в детско-юношеском спорте

Управление коллективом в детско-юношеском спорте

Страница 2

Применяя творческий подход, следует активизировать деятельности учащихся повышением уровня познавательной и двигательной активности.

Познавательная активность выражается в стремлении учеников к осознанию и качественному решению учебных задач, расширению и углублению знаний, познанию сущности выполняемых действий. Внешними ее признаками являются: повышенный интерес к учебной информации и точному воспроизведению заданных действий, высокая самоорганизация в учебных действиях, инициатива в выполнении учебных заданий.

Двигательная активность определяется объемом и интенсивностью выполняемых физических упражнений, а также действий по подготовке и уборке мест занятий. Она является решающим фактором обеспечения моторной плотности урока.

В учебной деятельности оба вида активности взаимозависимы. Например, овладение физическим упражнением требует, с одной стороны, усвоения знаний о технике и воздействии упражнения на организм, что предполагает проявление познавательной активности, а с другой — многократных повторений самого упражнения, т. е. проявления двигательной активности.

Тот и другой вид активности может проявляться неосознанно как удовлетворение потребности детей в движениях или познании предметов и явлений окружающей действительности.

Для стимулирования и управления активностью используют следующие методические приемы.

Конкретизация не только общих задач урока, но и частных для каждого фрагмента урока.

Постановка задач поискового характера. Например, учащимся предлагается определить, за счет чего возрастает скорость при низком старте, какие физические качества наиболее значимы для эффективности стартовых действий и т. д. Учитель корректирует суждения учеников, подводя их к самостоятельному формулированию задач предстоящей работы.

Варьирование содержания или способов организации выполнения упражнений в рамках каждого урока и единой дидактической направленности всей серии уроков. Например: использование различных видов построения или одного вида строя при разной его организации (в шеренгу - на непривычной стороне зала, по диагонали); частичная или полная замена упражнений разминки аналогичными по направленности воздействий, но отличающимися по форме движений; выполнение знакомых упражнений в новых условиях организации (индивидуально, в парах и т. д.); введение упражнений, создающих предпосылки к овладению материалом последующих уроков (опережающие задания), или упражнений из других разделов программы.

Объяснение учителем техники физического упражнения по ходу выполнения его одним из учеников. Остальные ученики, наблюдая за своим товарищем и слушая учителя, приучаются к активности на протяжении всего урока, приобретают умения выделять объекты наблюдения, выявлять двигательные ошибки и их причины, определять эффективность способов выполнения физических упражнений и т. д.

Примерные варианты приема: а) при выполнении упражнения одним из учеников учитель акцентирует внимание наблюдающих на главных элементах техники упражнения, разъясняет причины появления двигательных ошибок и пути их устранения; б) при наблюдении за одинаковыми действиями двух учеников сравнивается результативность движений каждого; в) при выполнении одним учеником двигательного действия разными способами (например, прыжка в высоту с разбега способами «согнув ноги» и «перешагиванием») сравнивается их эффективность.

Задания по самоанализу используются преимущественно в старших классах, так как требуют высокого уровня аналитического мышления и умения соединять мысль с действием. Однако для своевременного развития подобных способностей упрощенные задания следует предлагать уже школьникам среднего возраста. Примерные варианты заданий: выполнение действия с использованием ориентиров, облегчающих контроль за собственными движениями (например, выполнение бега с перешагиванием через набивные мячи для регламентации высоты подъема бедра); самокоррекция движений в процессе выполнения физического упражнения на основе сопутствующих указаний учителя; проговаривание последовательности движений в предстоящем действии; словесный отчет о выполнении действия с анализом причин допущенных ошибок; контроль за своими движениями на основе собственных мышечных ощущений.

Задания с выбором, активизирующие учеников на самостоятельный поиск наиболее рационального способа решения двигательной задачи. Например: применить тот или иной способ преодоления препятствия при разной его высоте; закончить комбинацию на гимнастическом снаряде тем или иным соскоком. По мере расширения двигательного опыта и развития способности к самостоятельным решениям задания усложняются (например, преодолеть полосу препятствий способом, соответствующим конструктивным особенностям препятствий и собственным двигательным возможностям; выбрать способ лазанья, чтобы быстрее влезть на заданную высоту).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Понятие профориентационного тренинга
В настоящее время тренинг очень активно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Подобная широта охвата влечет за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития к ...

Особенности электронных изданий и требования к ним
Создание и разработка электронных учебно-методических комплексов средствами мультимедиа в образовательном процессе - одна из главных задач повышения уровня образования. Мультимедийные технологии предоставляют новые возможности создания электронных изданий в виде виртуальной реальности в условиях ин ...

Диктант-игра «Кто больше запомнит»
Для повышения орфографической грамотности учащихся провожу словарный диктант «Кто больше запомнит», предложенный Л.П.Федоренко. Методика его проведения такая; читаю один раз цепочку из 2-3 словарных слов или демонстрирую её на доске в течение 9-15 с. Затем делаю паузу, во время которой дети записыв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru