В спортивном дзюдо, как известно, удары не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в свою систему особый раздел самообороны, который должен был подготовить спортсмена к любым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником, наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физической силе и технике. Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками и ногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ в современном понимании этого слова.
Кроме ударов руками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом.
Мастерам Кодокан, достигшим уровня "черного пояса", вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название "каппо" — от слов "кацу" ("оживлять") и "хо" ("способ").
В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования.
Тренировки дзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработка отдельных приемов или свободный спарринг, — утверждение, которое можно отнести к любому виду воинских искусств. Кано оценивал ката как великолепное средство психической подготовки бойца.
Похожие статьи:
Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях
на физкультурных занятиях
1. Нарушение правил организации занятий. - проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается; - нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала; - самовольный доступ к снарядам и тренажерам; - неправильный выбор преподават ...
Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников,
их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе
В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств. Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1. Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса: 1)
показатель общительности, добр ...
Управление коллективом в детско-юношеском спорте
Коллектив в детско-юношеском спорте является уникальной общностью, обладающей рядом специфических черт, но подчиняющаяся и общим педагогическим теоретическим правилам. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов: 1. социально-психологическая адапт ...