Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. В средства с помощью, которых осуществляется нравственное воспитание, входит литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и пр., их можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлении. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинской, Л.Н.Стрелковой, А.М.Виноградовой) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеевой, Г.Н.Пантелеева и др. авторов). Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств можно отвести общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисиной, А.Г. Рузской) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Большое место в воспитательном процессе детей с нарушением зрения и поведении должно быть уделено нравственному воспитанию, в контексте коррекционной педагогики, усвоению основ морали, основных норм и обычаев того общества, с которым ребенку так или иначе придется контактировать. Очень важно, чтобы с ранних лет детям прививалось нравственное чувство. Это касается всего: быта семьи, культуры поведения, взаимоотношений с товарищами и взрослыми. Существует большая необходимость в обучении детей манере поведения.
Фольклорная сказка играет важную роль в формировании нравственного чувства ребенка. При этом фольклорная сказка обладает большой силой коррекционного воздействия, создавая определенное интеллектуальное и эмоциональное состояние, умело используя которое, ребенку ненавязчиво преподаются уроки доброты, сочувствия, справедливости, жалости, побуждая при этом к деятельностному выражению усвоенных уроков. С помощью конкретных фольклорных сказок и бесед с детьми после прочтения сказок можно совершенствовать самоидентификацию ребенка (системы «хорошо – плохо», «правильно – неправильно» и, наконец «можно – нельзя»).
В литературе понятия нравственное правило и нравственная норма порой употребляются как синонимы. Однако в педагогике они разводятся. И правило, и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл. Правило может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и др. Норма носит более обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется в правилах. Например, когда рассаживаемся для занятия, стульчики надо придвигать тихо; не стоит играть в шумные игры, если кто-то рядом отдыхает; если в группу зашел гость, надо предложить ему пройти и сесть. Правила конкретизируют норму – быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим тебя людям.
Особое значение имеют правила для детей дошкольного возраста. Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Незнание правил, несоблюдение их – наиболее частая причина конфликтов между детьми дошкольного возраста, жизнь в обществе сверстников стимулирует усвоение правил, особенно если педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Убеждение детей в том, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях, необходимо. Усвоение правил в дошкольном возрасте происходит в результате накапливания опыта поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Конкретность мышления детей дошкольного возраста с нарушением зрения не позволяет им обобщить усваиваемые правила в норму.
Похожие статьи:
Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии
Общение - категория, которая является основополагающей для рассматриваемой темы. Б.Ф.Ломов в работе “Проблема общения в психологии”, как известно, назвал проблему общения “базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики”, указав неоднократно на ее недостаточную раз ...
Дзюдо как вид спорта: техника и правила борьбы
Дзюдо — один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, что позволяет занимающимся наиболее эффективно использовать свою умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства ...
Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями
речи
Исследование фонематического восприятия на уровне звуков выявило, что 50% школьников с нарушениями письма допускали ошибки в различении как сходных, так и дискретных звуков. При воспроизведении оппозиционных слогов типичными ошибками, помимо смешения фонем, были перестановки слогов, сокращение ряда ...