Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. В средства с помощью, которых осуществляется нравственное воспитание, входит литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и пр., их можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлении. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинской, Л.Н.Стрелковой, А.М.Виноградовой) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеевой, Г.Н.Пантелеева и др. авторов). Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств можно отвести общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисиной, А.Г. Рузской) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Большое место в воспитательном процессе детей с нарушением зрения и поведении должно быть уделено нравственному воспитанию, в контексте коррекционной педагогики, усвоению основ морали, основных норм и обычаев того общества, с которым ребенку так или иначе придется контактировать. Очень важно, чтобы с ранних лет детям прививалось нравственное чувство. Это касается всего: быта семьи, культуры поведения, взаимоотношений с товарищами и взрослыми. Существует большая необходимость в обучении детей манере поведения.
Фольклорная сказка играет важную роль в формировании нравственного чувства ребенка. При этом фольклорная сказка обладает большой силой коррекционного воздействия, создавая определенное интеллектуальное и эмоциональное состояние, умело используя которое, ребенку ненавязчиво преподаются уроки доброты, сочувствия, справедливости, жалости, побуждая при этом к деятельностному выражению усвоенных уроков. С помощью конкретных фольклорных сказок и бесед с детьми после прочтения сказок можно совершенствовать самоидентификацию ребенка (системы «хорошо – плохо», «правильно – неправильно» и, наконец «можно – нельзя»).
В литературе понятия нравственное правило и нравственная норма порой употребляются как синонимы. Однако в педагогике они разводятся. И правило, и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл. Правило может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и др. Норма носит более обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется в правилах. Например, когда рассаживаемся для занятия, стульчики надо придвигать тихо; не стоит играть в шумные игры, если кто-то рядом отдыхает; если в группу зашел гость, надо предложить ему пройти и сесть. Правила конкретизируют норму – быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим тебя людям.
Особое значение имеют правила для детей дошкольного возраста. Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Незнание правил, несоблюдение их – наиболее частая причина конфликтов между детьми дошкольного возраста, жизнь в обществе сверстников стимулирует усвоение правил, особенно если педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Убеждение детей в том, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях, необходимо. Усвоение правил в дошкольном возрасте происходит в результате накапливания опыта поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Конкретность мышления детей дошкольного возраста с нарушением зрения не позволяет им обобщить усваиваемые правила в норму.
Похожие статьи:
Мировоззрение как основа структуры личности
Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различи ...
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
произведений фольклора
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок как у детей с нарушением зрения, так и у детей с сохранным развитием играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ре ...
Интерактивные технологии формирования гражданской культуры будущего учителя
Термин «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка («interactive»: «inter» - между, меж; «active» - от «act» - действие) и представляет собой перевод термина interactive learning. Таким образом, интерактивное обучение - это обучение, основанное «на прямом взаимодействии обучающихся с ...