Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Проблема трудового воспитания младших школьников в педагогической литературе

Проблема трудового воспитания младших школьников в педагогической литературе

Страница 2

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был нравственно-воспитательным, посильно-напрягающим, духовно-притягательным, посильно-напрягающим, чтобы от радости, которую доставляет труд, ребенку становилось интереснее жить и учиться самому. Самое решающее значение должно иметь качество труда: высокого качества всегда требовать серьезно. При этом не нужно применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.

А. Н. Белоус исследовал то, как младшие школьники определяют содержание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы.

О. И. Соловьева и др. Я. З. Неверович занималась проблемой создание у ребят положительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выделены основные этапы создания такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности.

Известный отечественный психолог П. П. Блонский исследовал и выделил специфические черты труда ребят. Автор показал тесную вязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и расширения трудовых мотивов ребенка.

Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Прежде всего, следует выделить проблему главного психологического «ядра» в трудовой подготовке школьников.

Такое «ядро», как показали исследования Т. В. Кудрявцева и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

Ю. П. Азаров писал, что трудовое воспитание нельзя сводить лишь к приобщению трудовых навыков, тем более к одним разговорам о любви к труду. По его мнению, труд выполняет свою воспитательную функцию, когда он заключает в себе какой-либо экономический смысл, является делом, а не просто физическим усилием. Если труд бесполезен, он может вызвать только отвращение. Обязательно надо приучить детей делать полезное, нужное .

Являясь целью и средством воспитания, труд, по словам современного этнопедагога Г. Н. Волкова, выступал венцом всей воспитательной системы, а воспитание в труде - основной проблемой всех народов. Труд являлся средством достижения гармонии, природно-биологического, социального и духовного баланса в развитии человека, а воспитание в труде - способом естественного, природосообразного воспитания, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.

Т. С. Юрьева подчеркивает, что трудовая деятельность младших школьников в общеобразовательном учреждении и семье содержит существенный воспитательный потенциал, является мощным средством формирования ценностных качеств личности ребенка и фактором, определяющим систему требований к профессионально-педагогической подготовке учителя.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Качественный и количественный анализ результатов исследования
Исследование проводилось на базе Соликамского ДОУ № 45«Сказка» в 2009 году. В нем принимали участие 10 детей старшей группы. Задачи: Выявить уровень развития чувства юмора у дошкольников. Разработать проект программы по развитию у детей чувства юмора и рекомендации воспитателю детского сада по его ...

Разработка уроков математики с использованием мультимедийного проектора
Изучив теоретические материалы, автором работы были разработаны уроки с использованием мультимедийного проектора. Данная система рассматривает основные вопросы по теме “Десятичные дроби”, изучаемые в 5-ом классе: Десятичная запись дробных чисел; Сравнение десятичных дробей; Сложение десятичных дроб ...

Работа над запоминанием слова
При работе над «словарными» словами определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, упражнения должны опираться на различные виды памят ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru