Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Программа трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии

Программа трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии

Страница 1

Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше и больше интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В этих условиях актуальной педагогической задачей становится подготовка школьников к жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. В масштабе каждого отдельного региона воспитательная работа должна опираться; на знание культурных традиций проживающих здесь этносов.

В Мордовии в условиях многонационального коллектива задача формирования у учащихся этнического сознания, культуры нравственных межэтнических отношений может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп.

Цель формирующего эксперимента: воспитание трудовых навыков и умений младших школьников в системе поликультурного образования.

В основе предложенной программы – информация о национально-культурной специфике нашего региона.

Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Отметим, каждая школа использует различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, этнических различий, своеобразия домашних и бытовых условий.

Главная задача программы - стимуляция интереса школьников к изучению исторического опыта разных народов, населяющих Мордовию.

Цель программы - воспитание у младших школьников трудовых навыков и умений с учётом специфики системы поликультурного образования в Мордовии.

В содержание программы включены следующие мероприятия:

1. Беседа с родителями о воспитании трудолюбия и распределении обязанностей в семье

.

2. Беседа о развитии ремёсел на территории Мордовии на рубеже XIX-XX веков.

3. Экскурсия в Музей национальной культуры.

4. Беседа о декоративно-прикладном искусстве татарского народа.

5. Беседа о народном творчестве многонациональной Мордовии

6. Беседа о традиционной мордовской национальной одежде.

7. Введение элементов народного творчества в содержание уроков труда и занятий в группе продлённого дня.

8. Подготовка и проведение выставки поделок школьников.

Кроме того, школьники (группами по 5 человек) привлекались к оформлению Календаря русских народных праздников, связанных с различными видами работ. Ученики самостоятельно подбирали материал для микросообщений и иллюстрации для определённого сезона. Группы соревновались между собой, наибольшую активность проявила группа (Дима Ю., Лариса М., Данила В., Вера И., Оля К.), подбиравшая материал по осенним праздникам.

Результаты деятельности четырёх групп были объединены в календарь (таблица 4).

Таблица 4

Календарь русских народных праздников, связанных с различными видами работ

Название

Дата

Характеристика

Виды работ

1

2

3

4

5

1.

Семёнов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семён - летопроводец)

14

сентября

Совершался обряд Осенины, первой встречи осени. Начиналось настоящее или «Старое» бабье лето.

Начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде расстилали по лугам лён. Заканчивали уборку яровых культур и посев ржи, солили огурцы.

2.

Рождество Богородицы (Богородичин день, Аспосов день, Осенины, Луков день)

21

сентября.

Осенины справлялись в течение целой недели.

В этот день убирают пчёл, собирают лук, рубят капусту для заготовки её на зиму.

3.

Воздвижение (Сдвижение, Вздвиженьв день, Ставров день, Капустницы)

27

сентября.

Заканчивалась уборка овощей, льна, конопли. Начинали рубить капусту, обрабатывать лён.

4.

Покров Пресвятой Богородицы (Покров день)

14

октября

Завершение сельхозработ и начало зимы.

5.

Кузьма-Демьян Зимний (Рукомесленники, Божьи кузнецы, Курятники, Куриные Боги, Кузьминки)

30 октября

14 ноября

Косьма и Дамиан считались кузнецами, покровителями мужского ремесла и различных женских работ.

С ноябрьского дня Косьмы и Дамиана начинались женские работы - прядение, тканьё.

6.

Наум-грамотник

14

декабря.

Крестьяне начинали обучать своих детей письму и счёту.

7.

Сочельник

Мыли в доме полы, стены и потолок,

8

Рождество Христово (Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)

7 января

Хозяйки мыли, белили своё жилище, завершали варку пива, приготовление пищи и сдобной выпечки.

9

Святки

Праздник знаменовал переход от старого года к новому.

10

Васильев вечер

(Коляда)

31

декабря

Проводить старого года и встреча нового.

11

Крещение Господне (Богоявление)

19

января

Очистительные обряды с помощью «иорданской» воды для благополучия людей и скота.

12

Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)

15

февраля

В традиционном сознании в этот день происходит встреча зимы и лета.

В этот день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были носки.

13

Масленица (Масленичная неделя, Сырная неделя, Мясопуст)

Праздник проводов зимы и встречи весны.

14

Благовещенье

7

апреля

Считался началом весны.

15

Вербное воскресение

Расцветшее дерево символизировало наступающую весну.

16

Пасха (Христов день, Паска, Великдень)

Символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертие над смертью.

17

Егорьев день

(Егорий, Ягорий, Юрьев день)

6 мая

9

декабря

Начинали позднюю пахоту и яровой сев, посадку огородных культур.

18

Вознесение (Вознесеньев день, уместие)

В народном сознании связан с концом весны, началом лета.

19

Семик (Зелёные Святки, Четверток)

Посвящён началу расцвета природных сил.

Посев ячменя, льна, конопли, посадку овощей

20

Троица (День святой Троицы, Пятидесятница)

Заканчивались все весенние сельхозработы

21

Иван Купала (Рождество Святого Иоанна Крестителя, Иванов день, Ярилин день)

7 июля

Отмечался на рубеже двух периодов солнечного годового цикла.

22

Петров день (Пётр-Павел, Петровки)

12 июля

Петров день был особо почитаем среди рыбаков.

23

Ильин день

2 августа

Раньше начинает темнеть, становится холоднее.

24

Первый спас

1 августа

Начинали отделывать овины и очищать гумна, сев озимой ржи.

25

Преображение

(Преображение Господне)

6 августа

Называется Вторым Спасом или «Яблочным»

С Преображения и начиналась

жатва ярового хлеба.

26

Успение (Успение Богородицы,

Первые Осенены)

15

августа

Проводы лета, встреча осени.

Начиналась заготовка различных припасов

на зиму.

27

Третий Спас

16

августа

Именовали «Холщовым Спасом»

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Общие принципы физического воспитания
К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой с ...

Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у младших школьников
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает ...

Виды педагогических коммуникаций
Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет. Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не мог ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru