2) комплекс мордовского национального костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл. К тому же в коллективном творчестве формировались идеалы прекрасного, они наслаивались в ходе истории, усложняя структуру ансамбля костюма, постепенно изменяя ее;
3) орнаментальные и изобразительные мотивы декора в металле, бусах, бисере или стежках вышивки рождались не только в стремлении украсить отдельные элементы костюма. Нельзя отрицать их смысловое значение, превращавшее украшение в оберег, талисман;
4) мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство, как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе;
5) чем больше в одежду народа входили новые материалы, тем меньше обращались мастерицы к вышивке
6) следует отметить, что не каждое село, не всякий район сохранили свой традиционный наряд. В 30-е годы XX века в эрзянских районах почти повсеместно прекращают изготавливать национальный костюм.
В наши дни иной стала функция национальной одежды. Как правило, она сохраняется и обновляется там, где есть фольклорные коллективы, где проводятся фестивали народного творчества. Поэтому дошкольников надо знакомить с творчеством фольклорных коллективов, а изучать национальную мордовскую одежду следует в контексте изучения истории и культуры мордовского края.
Необходимость приобщения школьников к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Школьники должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой.
Подчеркнём, что проживая в Республике Мордовия, среди мокши и эрьзи, дети должны знать традиции и обычаи своего народа. Кроме того, дети должны получить знания о различных вариациях мордовского национального костюма, о вышивке и плетение из бисера. Дети также должны узнать, как неграмотные мордовские крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, это также может пробудить интерес к национальной культуре.
В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества. Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.
Отметим, что для того, чтобы познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициями мордовского народа, изучить национальный костюм, вышивку, колорит и самобытность, на занятиях следует изучать национальный костюм, как традиционный, так и стилизованный варианты. Затрагивая тему о национальном костюме народа невозможно пройти стороной женские украшения, придающие художественную завершенность и национальный колорит народной одежде. В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью, широкими браслетами, скорее можно услышать мордовскую женщину, чем увидеть ее.
Изучение национального костюма связано с изучением традиций рукоделья. Основу художественного творчества мордовских мастериц составлял орнамент с богатейшим циклом цветочно-растительных форм и мотивов. Художественная выразительность цветочно-растительного орнамента достигалась разнообразными декоративными приемами, например, принципом контрастного сочетания разнородных по формам, силуэту, масштабу и происхождению цветочно-растительных мотивов. Орнаментальная композиция во многом зависела от формы и назначения украшаемого предмета.
Похожие статьи:
Пример готовности к обучению
Развитие устной речи младших школьников с нарушением внимания – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе. Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением внимания обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуж ...
Исследование интеллекта
Одним из критериев и проявлений школьной дезадаптации является успеваемость или точнее неуспеваемость детей. Предполагается, что уровень успеваемости в очень большой степени обусловлен уровнем интеллектуального развития. Поэтому первой задачей нашего исследования явилось изучение состояния интеллек ...
Общее понятие компетентности
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную ...