Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Беседа о традиционной мордовской национальной одежде

Беседа о традиционной мордовской национальной одежде

Страница 2

Рубаха – главный компонент женского костюма. Ее местное название – панар. Шилась она из грубого посконного холста. Лишь в некоторых селах во 2 половине XX века стали шить рубахи, основу холста которых составляли хлопчатобумажные нити, а уток – посконные.

Покрой рубахи, как и у всех финно-угров, был туникообразным. Прямые рукава без клиньев равнялись ширине холста. Их максимальная длина была чуть ниже локтя. Под рукава вшивались квадратные ластовицы.

Рубаха украшалась вышивкой. Она выполнялась шерстяными самопряденными нитками, окрашенными растительными красками, которые добывали из корня подмаренника, почек березы, коры ольхи, различных трав. Основной цвет узоров – красно-коричневый, иногда дополнялся зеленым и желтым. Нередко узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

С начала XX века растительные красители начинают заменяться анилиновыми, что привлекло за собой изменение в колорите орнамента.

Традиционным элементом женского костюма эрзи восточной группы являлся передник. Он представлял собой прямоугольный кусок холста, сосборенный в верхней части и закреплявшийся на фигуре с помощью завязок. Подол его украшался вышивкой и поперечными полосами узорного тканья. Для украшения использовались и атласные ленты, кружево, пуговицы. В 20 годы XX века появился закрытый передник с рукавами – сряпка (рукават). Его шили из фабричных тканей двух-трех контрастных цветов.

Характерным женским набедренным украшением эрзи был пулай, пулогай. Для его изготовления применяли снизанную в несколько рядов длинную бахрому из крученых шерстяных ниток домашнего прядения. Сверху к бахроме пришивали холщовый пояс закругленной формы, который плотно охватывал бедра. Пояс зашивали рядами цветного бисера. В праздничных вариантах пулогая женщины его украшали бляшками, жетонами, медными цепочками и раковинами

Традицию вышивки эрзи восточной группы вплоть до нашего столетия выделяет немногоцветная гамма: в основе ее лежит чередование различных оттенков красного и темно-синего цветов, причем последний часто использовался как контур. В большинстве случаев орнамент исходил из ритмичного сочетания мелких элементов красных и черных, точечных композиций, располагавшихся в продольных полосах.

Традиционным нагрудным украшением женщины – эрзянки восточной группы была фибула – сюлгамо. Она скрепляла глубокий вырез рубахи. Он украшался насечками, глазками из цветного стекла и имел подвески из цепочек, рядов крупных бусин, стекляруса, бисера, чередующихся с металлическими жетонами и медными пуговицами.

Головные уборы эрзянок имели возрастные и локальные разновидности и были тесно связаны с прической. Девушки заплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку – паця коня, коня лента, которая могла представлять собой венчик из красного кумача, расшитый белым бисером и отделанный по верхнему краю гофрированной оборкой. На спину от венчика спускались две тканые ленты.

Лапти долгое время служили не только повседневной, но и праздничной обувью. В качестве праздничной обуви в конце 19 века стали распространяться кожаные сапоги со сборами.

При всей краткости и неполноте исследования нами национального костюма мордвы-эрзи восточной группы можно прийти к следующим выводам:

1) мордовский костюм долгое время не рассматривался как произведение искусства, а ведь неграмотные мордовские крестьянки, не имевшие понятия о моделировании и конструировании одежды, не обучавшиеся законам композиции и колорита, создавали подлинные шедевры;

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...

Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников в учебной деятельности
На диагностическом этапе была проведена анкета с целью: проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе. Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах. Были взяты 2 класса: экспериментальный(17человек) и контрольный класс (17человек). Далее приводятся ответы учащихся эксп ...

Зарубежный и российский опыт профориентационной работы с молодежью
Российскому термину "профессиональная ориентация" на Западе соответствует термин "развитие карьеры". Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информацион ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru