Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры

Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры

Страница 2

Добродетель гражданина заключается в укреплении того типа общения, который господствует в политическом строе, и в способности подчиняться и властвовать. Специфика античного понимания гражданского общества, состоящая в том, что оно также есть и общество политическое, обусловлена тем, что, как отмечает К. С. Гаджиев, в античности и средние века отдельный человек, по сути дела, не мыслил себя вне экономических, социальных, социокультурных, религиозных и иных сфер, которые составляли единое целое с государством. Вся жизнь гражданина была пронизана политическим, государственным началом, и в ней не было сферы отдельного, частного интереса. Человек античности ощущал себя частью существующего порядка, которым определялось и его бытие. Аристотель положил начало развитию теории гражданского общества и обозначил круг вопросов, требующих специального рассмотрения. Первый: кто может быть гражданином государства и может ли считаться дельным гражданином хороший человек. По мнению древнегреческого философа, гражданин государства не просто носитель определенных прав и обязанностей, а человек со сформированной ответственной гражданской позицией. В качестве аргумента в «Афинской политии» Аристотель приводит следующий исторический факт: «Видя, что в государстве часто происходят смуты, а из граждан некоторые по беспечности мирятся со всем, что бы ни происходило, Солон издал относительно их особый закон: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав». Второй: как возможно воспитание граждан. Гражданская присяга и государственное воспитание необходимы для формирования гражданской идентичности - чего-то объединяющего и общего между гражданами. Так, для гражданина полиса характерна причастность к общей пользе - Благу. Третий: как возможна гармонизация общественных интересов при наличии (необходимости) частной собственности. Большая роль в этом, с точки зрения философа, принадлежит закону, который должен предупреждать соперничество и распри между гражданами.

Античный человек – это индивидуальность природная, но не личностная. Человек – это отнюдь не свободная духовная индивидуальность, не неповторимая личность; он, согласно античным представлениям, природно повторим во всей своей индивидуальности. Отсутствие развитой индивидуальности и человеческой саморефлексивности означало, что античное мышление не знало и субъективности как в гносеологическом, так и в социальном и историческом планах, а, значит, не принимало самостоятельной ценности общественности как гражданственности.

Следующий, концептуальный шаг в формировании классической теории гражданского общества был совершен в рамках антропоцентрического этапа, где внимание исследователей обращается на самого человека, его природу, а также природу государства и общества. Хронологически он представлен эпохами Возрождения, Реформации и Нового времени. В мировоззрении этой эпохи явно прослеживается разрушение тождественного понимания политической, гражданской свободы и свободы личной. В результате уходит в прошлое античное понимание гражданственности, основанное на «внеличностных основаниях связывания человека с конкретным местом его проживания – полисом», на идейно-эмоциональной связи (принадлежности) со своей общиной и родным городом. Но при этом, становление средневекового города способствовало новому пониманию гражданства, основанного на свободе выбора, личном интересе и ответственности. Иллюстрацией этого может послужить отрывок из текста присяги при принятии на гражданство г. Кельна (около 1385г.): чтобы стать горожанином и приобрести гражданские права необходимо принять присягу на гражданство, подтверждающую готовность человека встать на защиту интересов Совета и города.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений ...

Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования
Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информа­ционной моделью; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические); что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ...

Диагностика задержки речевого развития и проявления невербальных средств общения
Диагностика задержки развития речи осуществляется для того, чтобы как можно раньше определить и откорректировать отклонения. Существуют возрастные нормативы, а также описаны возможные отклонения, помогающие ориентироваться при постановке диагнозов, связанных с нарушениями речевого развития. В педиа ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru