Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры

Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры

Страница 4

Значительно более активно этот процесс шел там, где авторитарное давление власти сказывалось в меньшей мере — в городах-республиках Северной Италии. Здесь власть вынуждена была уступать не только в экономике, но и в политике. Н. Макиавелли отмечал, что мир и безопасность граждан, наслаждение своим имуществом и богатством, право каждого иметь и отстаивать свои убеждения рассматривались в качестве общественных ценностей.

Городское самоуправление, хотя и носило цензовый характер, значительно расширило возможности граждан, подтолкнув к тому же их потребность в более высоком уровне образования и политической культуры. Город включил в зарождающееся гражданское общество значительно большую долю своего населения в сравнении со становлением «экономического человека» в монархиях.

Таким образом, в средневековом мировоззрении развивается представление о личности и гражданине как самостоятельном, индивидуальном члене общества, обладающем определенным комплексом прав и свобод, имеющем осознанные собственные интересы, не всегда совпадающие с интересами общества. Но индивидуальность не исключает участия гражданина в общественной жизни и ответственности за все свои действия. К тому же, городская жизнь предполагает усложнение социальных связей и более активное взаимодействие между горожанами, так как для средневековья характерно развитие новых экономических отношений и становление культуры профессионального корпоративизма. Политическое, на определенном этапе потесненное религиозным, теперь вынуждено делиться с экономическим, что, в свою очередь, сказывается на расширении социального пространства для личностной самореализации и свободы индивида. Рынок, становясь главным институтом экономической системы, усиливает позиции таких принципов, как индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство. Динамичность городской жизни и расширение социального пространства для самореализации утверждают договор как самый эффективный механизм социального развития. В концептуализации гражданского общества это находит отражение в теории общественного договора, организующего и упорядочивающего социальную практику.

В качестве особенностей средневековой культурной и социально-политической жизни, отразившихся на философской концептуализации гражданского общества, мы можем выделить: индивидуализацию, активную профессиональную и общественную деятельность, трансформацию организации власти, религиозную этику (возможно, она и есть основа формирования социального капитала гражданского общества: межличностное доверие, понимание и помощь), договор как типичную практику межличностных отношений. Средневековое общество, в отличие от античного, представляет собой совокупность индивидуальных воль и интересов, где в основе отношений как внутри общества, так и общества с государством выступает договор, в котором оговариваются интересы сторон. Указывая на разные мотивы действия и двойственность человеческой природы, философы ищут основания для прочного фундамента общества и государства.

Античные формы: семья, дом, община, полис уступают место новым: церкви, городу, государству, профессиональным корпорациям. В общественной жизни выделяются новые сферы – политическое дополняется экономическим, религиозным, культурным. И что важно, формируется представление о том, что именно общественное и частное обусловливает появление государства и общества, как форм социальной организации и самоорганизации деятельности граждан. Так, Фома Аквинский, основываясь на трудах античности и Августина, в своей теории происхождения государства постулирует, что общество представляет собой естественное требование природы человека как существа морального, разумного, социального и религиозного, а государство – это естественный принцип управления, направленного на достижения общего блага. Спустя некоторое время Н. Макиавелли и Т. Гоббс заявляют, что общество предшествует государству, которое заменяет существующие в естественном состоянии общественные отношения. Государство приходит не на смену обществу, а призвано управлять им, в частности, обеспечивать охрану и защиту частной собственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Собенности оздоровительного бега подростков различного уровня физического состояния
Педагогические исследования, проведенные в течение года показали, что нагрузка с интенсивностью ниже 50% МПК расценивается как легкая, 50-75% МПК - умеренная, свыше 75 % МПК - как тяжелая. В связи к занятиям оздоровительным бегом могут быть отнесены: - к легкой тренировочной нагрузке: бег, чередующ ...

Понятие и сущность самоконтроля в жизнедеятельности
Организация контроля за самостоятельной работой - вопрос весьма тонкий и противоречивый. С одной стороны, он как бы ослабляет, снижает самостоятельность, а с другой - необходим для повышения ее эффективности. Вот почему конкретные формы и методы контроля должны быть гибкими, обстоятельно продуманны ...

Содержание культуры поведения
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи, которая, надо сказать, и сегодня находится в такой же ситуации. Думаем, что это не что иное, как результат недостаточного обращения внимания на формирование культуры поведения на начальном этапе обу ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru