Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры

Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры

Страница 5

Гражданское общество понимается как совокупность различных интересов, часто противостоящих друг другу (политические, корпоративные, сословные, религиозные и др.), упорядочение которых возможно только через договор. Полная содержательная разработка теории общественного договора принадлежит Т. Гоббсу, Б. Спинозе и Дж. Локку.

Свою концептуальную самостоятельность она приобретает в XIX-XX вв., и это связано с интерпретацией связки государство – общество. Еще Ш.Монтескье в отличие от Б.Спинозы, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо указывал на тот факт, что проблема свободы гражданина актуализируется уже после общественного договора. Власть всегда несет зародыш собственной избыточности, который, развившись, превращает ее в противоположность безопасности и спокойствию – в угрозу гражданской свободе. Поэтому необходимо разграничение возможностей государства и гражданского общества, что и отражено в его теории разделения властей.

Именно в этом ключе в XIX в. концепцию гражданского общества развивают И. Кант, Г. Гегель, А. Токвиль, Дж. С. Милль и др., сохраняя метафизический мотив размышлений. Исходя из принципа имманентности атрибута свободы человеческой личности, Кант выводит необходимость права и закона в социально-политической жизни общества. Его гражданское общество – это результат общественного договора, где поведение любого человека прежде всего определяется высшим нравственным законом - категорическим императивом. Кантовская концептуализация гражданского общества связана с теорией правового государства. Здесь мы видим попытку избавления от довлеющей власти государства над обществом, над гражданином. Как считает И. Кант, «забота» государства сковывает инициативу и самостоятельность человека, снижает социальную активность и притупляет чувство гражданской ответственности, стимулирует настроения иждивенчества и ведет к нравственной деградации личности. Кант пытается разрушить власть государства, обоснованную договором, власть единой субстанции. Он вводит понятие «моральная автономия» личности, согласно которому общество само решает возникающие проблемы и конфликты через закон, а не государство.

Итак, классическая теория гражданского общества обосновала наличие такой сферы социальной реальности, которая отлична от политической, но не свободна от нее, и в которой реализуются частные интересы и устремления граждан. Она предложила видеть социальность в интенсивных отношениях и связях, возникавших между отстаивавшими свои интересы общественными организациями различного уровня и направленности. Последние представляют собой структуру гражданского общества, и ее разветвленность свидетельствует об уровне его зрелости. В качестве основных категорий гражданского общества теории выступают легитимность, свобода и закон. Фундаментальными принципами жизнедеятельности гражданского общества являются: индивидуальная свобода и автономия гражданина, социальная активность, гражданская ответственность.

Развитие познавательного исследовательского интереса к специфике функционирования общества приводит к появлению трудов О. Конта, Ф. Тенниса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э.Дюркгейма и становлению новой научной отрасли - социологии.

Обращение к социальному действию и определение характера социальности с позиции «производственных отношений» К.Маркса или «идеального типа» М.Вебера, с нашей точки зрения, сыграло очень большую роль в развитии теории гражданского общества. Во-первых, гражданское общество стало рассматриваться как особая реальность общественной практики. Примером специального обсуждения проблем индивидуальной свободы человека и ее реализации в социальной и политической сферах являются труды Дж.Ст. Милля «О свободе», А. Токвиля « О демократии в Америке». Во-вторых, предметом исследовательского интереса становятся непосредственный акт гражданского действия, ценности гражданской культуры, структура, динамика и функции гражданского общества. По сути, формируется вся категориальная база теории гражданского общества и понятие «свободы» дополняется такими понятиями, как «публичность», «легальность», «ассоциации», «ответственность» и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка
Своеобразным микро коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляют ...

Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе
Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или [в частном случае] для целей регуляции и контроля собственной деятельности [Речь внутренняя ...

Восприятие окружающими поведения студента
Авторитет студента - заслуженное уважение к нему, основывается на таких составляющих, как знания, ум, доверие к людям, высокие личные качества. Большое значение для студента имеет его умение говорить правильно, просто, доступно, с учетом мнения собеседника и при этом выразительно, эмоционально, чет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru