Образование: статьи и материалы » Технологии формирования гражданской культуры будущего учителя » Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов

Страница 7

1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;

2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающие состояние затруднения;

3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производных функций специалистов;

4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений.

5) Принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Учебные деловые игры (цель которых – сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности.

1) Имитационные упражнения – они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач(например, кто лучше может запомнить приведенные данные). Цель имитационных упражнений – предоставить обучающимся возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2) «Анализ конкретных профессиональных ситуаций» - обучаемые знакомятся с определенной ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые конкретно обсуждаются. Например, решение и обсуждение конфликтных педагогических ситуаций.

3) «Разыгрывание ролей» - студенты получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других обучающихся, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений. При разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

4) Полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений. Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей – имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип деловой игры реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель – это прототип модели, она создает контекст деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников деловой игры с имитационной моделью.

Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок. Компоненты игровой модели – сценарий, правила, цел, роли и функции игроков.

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующий системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Предложения по воспитанию студентов
Каждый студент должен заниматься самовоспитанием, самообучением, саморазвитием, самоконтролем. Как сказал А.С. Воронин: ”Студент – это пытливый ум, ищущий знания” Студент должен обогащать свою духовную жизнь: посещать театры, музеи, выставки, кино; читать много дополнительной литературы (художестве ...

Биологические ритмы и работоспособность
Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологическ ...

Особенности девиантного поведения у девочек-подростков
Одной из актуальных, социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является рост числа детей с девиантным (отклоняющимся) поведением. Личностные особенности данной категории детей, сложность и своеобразие предпосылок отклоняющегося поведения обуславливают необходимость проведен ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru