Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение девочек в этом возрасте - внешнее проявление сложного процесса становления ее характера. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этот период могут возникнуть такие, распространенные среди девочек подросткового возраста, формы девиантного поведения как: табакокурение, алкоголизм, анорексия и булимия, проституция, наркомания. Причины возникновения данных форм девиантного поведения могут быть обусловлены влиянием таких факторов как семья, психологические особенности личности, ближайшее окружение девочек-подростков.
Так, Л.И. Булолайте в своем исследовании установила, что психологическая склонность к алкоголизации зависит как от ближайшего окружения подростка, так и от типа акцентуации характера. Разным типам акцентуации характера присущ свой модус алкоголизации. Наиболее склонны к употреблению алкоголя подростки неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного и истероидного типов. Достаточно высок риск и при лабильной акцентуации.
Распространение алкоголизма в подростковой среде, а в особенности среди девочек, является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Среди причин алкоголизации среди подросткового возраста можно назвать:
1. Неблагополучие семьи
Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития девочек-подростков. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.
Выделяют несколько типов семей, в которых девочки-подростки начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:
1) конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро;
2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у девочек-подростков агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находятся в постоянном конфликте с окружающим ее социумом.
У девочек формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти подростки становятся социально изолированными. Девочка чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным; видит несоответствие между тем, что говорят и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у девочек подросткового возраста формируется чувство вины и пониженная самооценка. В алкогольных семьях девочки-подростки могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.
У подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где девочки-подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и прежде всего через приобщение к алкогольным традициям компании.
2. Самоутверждение
Потребление алкоголя девочками в подростковом возрасте считается символом состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении девочек в подростковом возрасте обычна и понятна. Отсутствие девочек навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.
Похожие статьи:
Принципы и методы коррекционно-развивающего обучения
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания и классы компенсирующего обучения) – это принцип коррекционной направленности обучения. Современная практика коррекционо-развивающего обучения школьников с нарушение речи вк ...
Проект профориентационного тренинга
Тренинговое занятие разработано для старшеклассников с целью активизации процесса самоопределения. Занятие включает вводную, основную и заключительную части. Тренинг «Моя профессия – мое будущее». Приветствие. Упражнение «Имя – легенда». Учащимся предлагается придумать себе псевдоним – профессию, к ...
Система профессионального образования в РФ
Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной моноуровневой и ...