Образование: статьи и материалы » Развитие эмоционального интеллекта школьников-подростков в процессе внеклассной работы

Развитие эмоционального интеллекта школьников-подростков в процессе внеклассной работы

Успешность личности, несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта. Однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном, основной причиной для выделения которого как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой.

Эмоциональный интеллект в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние. Такое умение владеть собой и грамотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в жизни человека. Если общий интеллект является фактором академической успешности, то высокий уровень развития эмоционального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом.

Проблема развития эмоционального интеллекта, является не полностью решенной. Это выражается в том, что с одной стороны, развитие эмоционального интеллекта является малоуправляемым процессом, в результате чего подростки не всегда правильно формируют у себя представление о составляющей своей «Я-концепции» и не полностью осознают индивидуальные возможности своего личностного роста, а с другой стороны – особенностью современного образования является в основном передача теоретических знаний школьникам, и при этом недостаточно внимания уделяется развитию их личностных качеств.

Таким образом, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы развития эмоционального интеллекта школьников-подростков обусловили актуальность выбранной темы, определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Тема работы «Развитие эмоционального интеллекта школьников-подростков в процессе внеклассной работы»

Объект исследования – эмоциональный интеллект школьников-подростков.

Предмет исследования – развитие эмоционального интеллекта школьников-подростков в процессе внеклассной работы.

Цель – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоционального интеллекта школьников-подростков в процессе внеклассной работы

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие эмоционального интеллекта школьников-подростков как сложного интегративного образования, обеспечивающего осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

• реализация программы развития эмоционального интеллекта школьников-подростков, важной частью которой являются групповые тренинговые занятия.

• Включение школьников-подростков в коллективную творческую деятельность, предполагающую их эмоциональную включенность.

Задачи производственной практики:

Выявить актуальный уровень проблемы эмоционального интеллекта;

Разработать диагностический инструментарий по проблеме эмоционального интеллекта;

Провести констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

Наблюдение

Эксперимент

Анализ результатов экспериментальной работы

Метод математической статистики.

Методики исследования:

Методика Н.Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта

Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В.Люсин).


Похожие статьи:

Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских ...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспо ...

Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори
Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению, письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста не следует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессори отступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, а письму — с ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru