Интегрированное обучение и воспитание – это организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа. Оно направлено не на сегретацию (изоляцию) одной части общества от другой, а на консолидацию, создание единого общества людей с разными типами развития, особенностями и потребностями.
А.Н. Коноплева указывает, что структурно-содержательными особенностями интегрированного обучения являются: использование адекватных и специфических форм организации образовательной интеграции, обеспечение средовой и событийной общности, усиление дифференциации и индивидуализации содержания обучения и его направленности на формирование социально-бытовой компетенции учащихся и гармонизацию отношений в детском коллективе. Другой не менее значимый фактор — обеспечение специализированных условий жизнедеятельности в структуре массовых учреждений для детей с проблемами развития.
Создание классов интегрированного обучения в реальных условиях образовательной системы Республики Беларусь определено рядом объективных условий:
• желание родителей обучать ребенка не изолированно, а вместе со здоровыми детьми, обычными сверстниками и готовность реально помогать своему ребенку в процессе обучения;
• создание в республике условий, содействующих реализации научно обоснованных моделей интегрированного обучения;
• психологическая готовность общества и школы к интегрированному обучению.
Т.В. Варенова отмечает, что при решении вопроса об интеграции ребенка с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показаний, которые можно условно разделить на:
1) внешние показатели:
• раннее выявление нарушений и осуществление коррекции развития с первых лет жизни;
• желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и родительское стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения;
• наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
• создание условий для реализации вариантов моделей интегрированного обучения.
2) внутренние показатели:
• уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
• психологическая готовность к интегрированному обучению [4, с. 86].
Наполняемость класса составляет 20 человек. В классе может быть не более 3 учащихся с тяжелой цитологией однородного характера или не больше 6 человек с однородными неглубокими нарушениями. Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями 2-4 человека (2 с тяжелой патологией или 4 с неглубокой, но не больше двух типов нарушений). В классе работает два учителя: основной и учитель-дефектолог. При этом обучение может осуществляться по двум моделям: полный класс, в котором интегрируется от 3 до 6 учащихся в зависимости от тяжести патологии, и неполный (меньше указанной нормы).
Эффективность интегрированного обучения, как отмечают многие современные исследователи, возможна лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов как общеобразовательных, так и специальных учреждений. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи и педагогической поддержки в условиях интегрированного обучения.
Т.Л. Лещинская подчеркивает, что у детей с психофизическими нарушениями имеются специальные образовательные потребности, вследствие чего образовательный процесс включает решение коррекционных задач, обусловленных структурой нарушения, иерархической зависимостью психических функций, их ролью в интеллектуальном развитии школьника. Коррекционно-развивающее обучение основывается на системно-структурном подходе к преодолению имеющихся нарушений, на деятельностном характере учебных и коррекционно-развивающих занятий, требующих учета ведущего вида деятельности на каждом этапе возрастного периода жизни ребенка, включения его в активную деятельность.
В классах интегрированного обучения большое внимание обращается на упреждение и преодоление трудностей совместного обучения и воспитания, включение учащихся в совместную деятельность. Учителя осуществляют поддерживающее обучение, реализуют коммуникативно-деятельностную модель обучения, используя интерактивные методы обучения, диалоговое взаимодействие, включение учащихся в рефлексивную (оценочно-анализирующую) деятельность.
Похожие статьи:
Отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX - начала XX вв
В. В. Розанов выясняет, почему современное образование не давая ни совершенной тени, ни совершенного света, порождает томительные сумерки. Причины этого педагог и философ В. В. Розанов видит в том, что церковь, семья, другие, столь же живые и конкретные, устранены от воспитания, им занимается в осн ...
Организация и методы исследования проблемы
дезадаптации первоклассников
1. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Интеллектуальный тест для детей (Wechsler intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Является надежным, научно-обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инстр ...
Общие принципы физического воспитания
К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой с ...