Образование: статьи и материалы » Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах » Дидактическая игра и ее классификация

Дидактическая игра и ее классификация

Страница 1

Дидактическая игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Классификация игр

Во взглядах ученых на вопрос о классификации игр нет единства. По принятой в отечественной педагогике классификации игры подразделяются на творческие, подвижные, дидактические.

Подвижные - игры, в которых задачи, стоящие перед детьми, решаются путем разнообразных движений, что способствует физическому развитию детей, усилению обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса. Движения доставляют радость детям, а радость - важное условие здоровья ребенка.

Творческие - игры, которые возникают по замыслу самих детей. Содержание этих игр определяется теми впечатлениями, которые дети получают, наблюдая окружающую действительность и участвуя в ней. Игра становится путем познания жизни.

Дидактические - игры, которые самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Значение этих игр велико с познавательной точки зрения. В дидактических играх перед детьми ставятся преимущественно узкие, определенные задачи умственного порядка, требующие для своего решения различных интеллектуальных операций.

Но, кроме принятой в педагогике, существует много других классификаций.

Например, Е.М. Минский различает подвижные, сюжетные, подражательные, дидактические игры.

П.П. Блонский различает: мнимые игры, строительные игры, подражательные, драматизации, подвижные, интеллектуальные. Причем первое место у школьников занимают подвижные игры.

Б.П. Никитин классифицирует игры на: ролевые, подвижные и дидактические, отдельно выделяет развивающие. Это игры, нацеленные исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка: внимания, памяти, воображения и т.д.

Ж. Пиаже выделяет три вида игр: игры-упражнения, символические игры и игры с правилами. Он указывает на то, что упражнения, символ и правило являются тремя последовательными этапами, которые характеризуют игры с точки зрения их умственных структур. Какова структура мысли ребенка на том или ином этапе развития, такова и его игра, так как игра есть не что иное, как ассимиляция действительности в соответствии со структурой мысли. По мнению Ж. Пиаже, высшая точка развития детской игры - символическая игра.

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова выделяют 2 группы игр: сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры авторы разделяют на ролевые и режиссерские. В ролевых играх ребенок получает определенную роль, «превращаясь» в доктора, врача и т.д. Основными компонентами ролевой игры являются темы, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. В режиссерских играх дети управляют «превращенными» вещами, предметами (разыгрывая сражения, управляя игрушечными солдатиками, то есть действуют за всех участников игры).

Игры с правилами включают в себя подвижные игры, настольные игры, словесные игры. В игре с правилом ребенок учится подчинять свое поведение правилам (действовать произвольно).

Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько выделяют ролевые игры по правилам. Игры по правилам делят на подвижные и дидактические. Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи в занимательной и игровой форме.

Дидактическая игра

Из всего существующего многообразия игр именно дидактическая игра самым тесным образом связана с учебно-воспитательным процессом. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Цель дидактической игры

- способствовать развитию познавательной активности ребенка.

Дидактическая игра

- это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся, активно помогать друг другу. Она является средством для расширения, углубления и закрепления знаний, усвоения общих понятий. Эти игры относятся к виду игр с фиксированными правилами.

Дидактическая игра дает возможность каждому ученику проявить свою активность, осознать себя участником деятельности, помогает преодолеть трудности, стимулирует его фантазию.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Белорусские педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания
В конце 20-х тт. XX в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистиче ...

Ход и анализ коррекционного этапа исследования
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования, данных констатирующего эксперимента были выявлены направления, методы и приемы совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения с детьми младшего школьного возраста. Коррекционное обучение строилось с учето ...

Управление коллективом в детско-юношеском спорте
Коллектив в детско-юношеском спорте является уникальной общностью, обладающей рядом специфических черт, но подчиняющаяся и общим педагогическим теоретическим правилам. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов: 1. социально-психологическая адапт ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru