Образование: статьи и материалы » Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах » Дидактическая игра и ее классификация

Дидактическая игра и ее классификация

Страница 1

Дидактическая игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Классификация игр

Во взглядах ученых на вопрос о классификации игр нет единства. По принятой в отечественной педагогике классификации игры подразделяются на творческие, подвижные, дидактические.

Подвижные - игры, в которых задачи, стоящие перед детьми, решаются путем разнообразных движений, что способствует физическому развитию детей, усилению обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса. Движения доставляют радость детям, а радость - важное условие здоровья ребенка.

Творческие - игры, которые возникают по замыслу самих детей. Содержание этих игр определяется теми впечатлениями, которые дети получают, наблюдая окружающую действительность и участвуя в ней. Игра становится путем познания жизни.

Дидактические - игры, которые самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Значение этих игр велико с познавательной точки зрения. В дидактических играх перед детьми ставятся преимущественно узкие, определенные задачи умственного порядка, требующие для своего решения различных интеллектуальных операций.

Но, кроме принятой в педагогике, существует много других классификаций.

Например, Е.М. Минский различает подвижные, сюжетные, подражательные, дидактические игры.

П.П. Блонский различает: мнимые игры, строительные игры, подражательные, драматизации, подвижные, интеллектуальные. Причем первое место у школьников занимают подвижные игры.

Б.П. Никитин классифицирует игры на: ролевые, подвижные и дидактические, отдельно выделяет развивающие. Это игры, нацеленные исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка: внимания, памяти, воображения и т.д.

Ж. Пиаже выделяет три вида игр: игры-упражнения, символические игры и игры с правилами. Он указывает на то, что упражнения, символ и правило являются тремя последовательными этапами, которые характеризуют игры с точки зрения их умственных структур. Какова структура мысли ребенка на том или ином этапе развития, такова и его игра, так как игра есть не что иное, как ассимиляция действительности в соответствии со структурой мысли. По мнению Ж. Пиаже, высшая точка развития детской игры - символическая игра.

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова выделяют 2 группы игр: сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры авторы разделяют на ролевые и режиссерские. В ролевых играх ребенок получает определенную роль, «превращаясь» в доктора, врача и т.д. Основными компонентами ролевой игры являются темы, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. В режиссерских играх дети управляют «превращенными» вещами, предметами (разыгрывая сражения, управляя игрушечными солдатиками, то есть действуют за всех участников игры).

Игры с правилами включают в себя подвижные игры, настольные игры, словесные игры. В игре с правилом ребенок учится подчинять свое поведение правилам (действовать произвольно).

Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько выделяют ролевые игры по правилам. Игры по правилам делят на подвижные и дидактические. Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи в занимательной и игровой форме.

Дидактическая игра

Из всего существующего многообразия игр именно дидактическая игра самым тесным образом связана с учебно-воспитательным процессом. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Цель дидактической игры

- способствовать развитию познавательной активности ребенка.

Дидактическая игра

- это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся, активно помогать друг другу. Она является средством для расширения, углубления и закрепления знаний, усвоения общих понятий. Эти игры относятся к виду игр с фиксированными правилами.

Дидактическая игра дает возможность каждому ученику проявить свою активность, осознать себя участником деятельности, помогает преодолеть трудности, стимулирует его фантазию.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Образовательная компетентность
Необходимо отметить, что следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Образовательная компетентность – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-знач ...

Формы совместной работы учреждения образования и семьи
Н.Е. Щурова подчеркивает, что современный подход к организации взаимоотношений школы и семьи в формировании личности ребенка предполагает ориентацию на принципы сотрудничества и взаимодействия. Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контр ...

Проблемы психолого-педагогической диагностики одаренности детей
Многие специалисты в области истории науки считают, что наука получила право называться таковой лишь с того времени, как она начала по-настоящему опираться на исследования и в широких масштабах пользоваться математическими расчетами. Более того, многие известные ученые считают, что наука имеет прав ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru