Образование: статьи и материалы » Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах » Роль игры в психическом развитии ребенка

Роль игры в психическом развитии ребенка

Страница 1

Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей.

По выражению Л.С. Выгодского, « .ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Именно в игре впервые появляются элементы обучения.

В процессе игры у детей формируются основные новообразования в физической, психической и личностной сферах. Большое значение игры имеют для формирования черт характера личности школьника. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиняться правилам игры. Это воспитывает способность преодолевать трудности, тренирует волю ребенка. Игра развивает чувство товарищества, дружбы. Игра является и первой школой воли; именно в игре проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель -запомнить. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

В процессе игры совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение. Желание первым решить задачу, поставленную в игре, вызывает мыслительную и речевую активность детей.

В игре у детей развивается произвольность психических процессов (произвольное внимание, произвольная память). Играя, дети лучше сосредотачиваются и лучше запоминают. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче и раньше всего в игре. Игра дает большие возможности для развития воображения: ребенок представляет себе то, о чем говорит другой человек, и что не является предметом созерцания.

Игра имеет значение для формирования и развития рефлексивного мышления. Рефлексия помогает осмыслить свои собственные действия, потребности и переживания, соотнести их с действиями, потребностями и переживаниями других людей.

Игра имеет значение и в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться.

На начальной ступени обучения происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение. Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько свое настоящее, сколько будущее.

Именно в этом возрасте происходит перестройка мотивов. Шести - семилетние дети играют не только ради удовольствия, но и ради приобретения новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме. Игра вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Формирование произносительной стороны речи в норме
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу разных причин, продолжают неправильно произносить звуки. Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки. Без опор ...

Классификация игр
Система применения игры в процессе обучения изобразительному искусству будет более понятна, если условно разложить ее содержание на микросистемы - виды, а также выделить их специфику в данном виде деятельности. ОДИ (организационно-деятельная игра) - могут применяться в поисках решения реальных, жиз ...

Понятие и сущность педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических зн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru