Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей.
По выражению Л.С. Выгодского, « .ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Именно в игре впервые появляются элементы обучения.
В процессе игры у детей формируются основные новообразования в физической, психической и личностной сферах. Большое значение игры имеют для формирования черт характера личности школьника. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиняться правилам игры. Это воспитывает способность преодолевать трудности, тренирует волю ребенка. Игра развивает чувство товарищества, дружбы. Игра является и первой школой воли; именно в игре проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель -запомнить. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.
В процессе игры совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение. Желание первым решить задачу, поставленную в игре, вызывает мыслительную и речевую активность детей.
В игре у детей развивается произвольность психических процессов (произвольное внимание, произвольная память). Играя, дети лучше сосредотачиваются и лучше запоминают. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче и раньше всего в игре. Игра дает большие возможности для развития воображения: ребенок представляет себе то, о чем говорит другой человек, и что не является предметом созерцания.
Игра имеет значение для формирования и развития рефлексивного мышления. Рефлексия помогает осмыслить свои собственные действия, потребности и переживания, соотнести их с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Игра имеет значение и в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться.
На начальной ступени обучения происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение. Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько свое настоящее, сколько будущее.
Именно в этом возрасте происходит перестройка мотивов. Шести - семилетние дети играют не только ради удовольствия, но и ради приобретения новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме. Игра вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Похожие статьи:
Методическое сопровождение работы по формированию связной речи
дошкольников
В качестве методического сопровождения приводим конспекты 2 занятий, в которых на примере художественных средств происходит развитие связной речи дошкольников. Конспекты занятий 1. Тема занятия: Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» [старшая группа] Задачи: образовательные: закрепить умение детей испо ...
Содержание гражданской культуры учителя
Стратегия развития педагогического образования отражает основные принципы образовательной политики, направленной на подготовку компетентных, профессиональных и социально грамотных специалистов, готовых к творческой самореализации и саморазвитию в сфере культуры и в области профессионального труда. ...
Врачебный контроль над физическим воспитанием в детском саду
1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития. 2. Медицинский контроль включает: а) врачебные обследования, оценку состоя ...