Образование: статьи и материалы » Трудности усвоения грамматического материала в устной речи и письме » Апробация методики обучения грамматики на практическом занятии

Апробация методики обучения грамматики на практическом занятии

Страница 2

Схематическое правило должно быть, во-первых, наглядным, т.е. служить зрительной основой для обобщения существенных признаков грамматической формы, например, схема

……… ……………….

Наглядно представляет рамочную конструкцию в немецком языке; во-вторых, схема может быть конкретизированной, в зависимости от вида упражнения, например, для английского языка из трёх схем

reading

is

……………… ………………………

is

……………… ……………………….

……………… ……………………….

первая пригодная для имитативных упражнений, вторая – для подстановочных, третья для трансформационных.

Следующая схема показывает, где на уроке используются правила.

Комбинирование

Она показывает стали овладения грамматическими навыками (виды упражнений в их последовательности) и те места, где может быть сообщение правила-инструкции.

Правила-инструкции подаются не все сразу, а по мере выполнения упражнений в процессе автоматизации: каждая инструкция в нужном месте, а именно там, где она способна предупредить ошибку.

Линии означают факультативность сообщения правила-инструкции именно в данном месте. Для одной формы достаточно двух инструкций, для другой тоже двух, но других, или в других местах, для третей – три инструкции в иных местах и т.д. Количество правил-инструкций (которые называются квантами, а весь процесс – квантованием знаний) определяется тем, какими функциональными трудностями обладает каждая данная грамматическая форма, как она соотносится с родным языком, с какой аудиторией мы имеем дело, какова степень обучения и др.

Все правила-инструкции в сумме вовсе должны составлять полный свод знаний о данном грамматическом явлении. Здесь должны быть сообщены только те инструкции, которые минимально необходимы для практического овладения тем или иным грамматическим явлением.

Предлагаемая стратегия квантования правил примеряет две казалось бы, непримиримые вещи: сознательность и функциональность процесса обучения. Очевидно, это и обеспечивает успех дела.

По мнению Б.В. Беляева, всегда надо начинать с пояснения правила. Он считает, что учащиеся, должны настолько привыкнуть к употреблению, например, связи, чтобы никогда о ней не думать сознательно. Конечно, часто происходит свертывание правила, но вряд ли это всегда самый рациональный путь: когда учащиеся всё время опираются на правило, им трудно от него отвыкнуть, «оторваться».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоми ...

Возрастные особенности младших школьников
1. Анатомо-физиологические особенности возраста. а)Рост и вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, д ...

Воспитание и формирование личности
Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон: в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеж ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru