Объект исследования. Процесс и результат решения младшими школьниками средней общеобразовательной школы № 65 города Кемерово задач на понимание экономических представлений.
Предмет исследования: способность младших школьников к объяснению экономических терминов.
Задачи исследования. Исследовать механизмы запоминания и формирования экономических представлений у младших школьников, реализуемые:
• с опорой на функциональные механизмы;
• с опорой на функциональные и операционные механизмы.
Гипотеза исследования. Ученики 2 «А» и ученики 2 «Б» класса имеют разные уровни сформированности экономических представлений.
Экономическое воспитание младших школьников будет успешнее, если соблюдаются следующие условия:
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников;
- используются задания, направленные на формирование экономических представлений младших школьников;
- используются психолого-педагогические приемы экономического воспитания.
Метод исследования. Экспериментальное исследование
База исследования:
1группа – учащиеся 2 класса «А» Средней общеобразовательной школы № 65 г. Кемерово, в составе 25 детей. В данной группе обучение велось по традиционной форме, то есть дисциплина «Основы экономики» школьниками не изучалась;
2 группа – учащиеся 2 класса «Б» Средней общеобразовательной школы № 65 г. Кемерово, в составе 25 детей. В данной группе обучение проводилось по системе Л. В. Занкова, дети изучают дисциплину «Основы экономики».
Экспериментально – исследовательская работа проводилась в 3 этапа:
1. Констатирующий эксперимент. На этом этапе производился контроль знаний и умений младших школьников, на основе проведенных с ними бесед, тестовых заданий. Были разработаны критерии и показатели уровня экономического воспитания младших школьников.
2. Формирующий эксперимент. На данном этапе детям были предложены задания, направленные на экономическое воспитание, в том числе на формирование бережливости младших школьников.
3. Контрольный этап. В процессе этого этапа проводился контрольный анализ знаний и умений учащихся начальной школы.
Для проведения эксперимента были взяты два 2-х класса: экспериментальный и контрольный.
Целью первого констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности экономических представлений у младших школьников экспериментального класса на начало эксперимента.
1. Этап. Констатирующий эксперимент.
В экспериментальных группах определялась сформированность экономически значимых качеств школьников, в том числе и по категории «бережливость». В ходе эксперимента были применены следующие средства:
1) Анкета №1 для школьников.
2) Диагностическая беседа со школьниками об экономике семьи
Младшим школьникам было предложено дать определение таким понятиям, как: «акция», «потребности», «рынок», «деньги», «банк», «конкуренция», «акция», «фирма», «доход», «бартер». Результаты представим в таблице 1.
Таблица 1 Уровень сформированности экономических представлений у младших школьников экспериментального класса на начало эксперимента (1 этап)
№ п/п |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего, правильных ответов, % |
1. |
Андрисенко Св. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
50 |
2. |
Бабаев Борис |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
40 |
3. |
Бойков Макс. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
4. |
Борисов Миша |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
5. |
Бурик Нат. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
60 |
6. |
Васин Дан. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
30 |
7. |
Гуммель Яна |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
30 |
8. |
Дубровина Юля |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
10 |
9. |
Королькова Вера |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
40 |
10. |
Коваленко Алек. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
40 |
11. |
Карташев Слава |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
10 |
12. |
Капустин Вит. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
13. |
Кожевникова Кс. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
14. |
Леонтьев Дима |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
40 |
15. |
Мазепина Кс. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
40 |
16. |
Махмудова Юля |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
50 |
17. |
Масленников А. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
30 |
18. |
Мигулева Аня |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
70 |
19. |
Рожкова Мар. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
40 |
20. |
Рудакова Катя |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
20 |
21. |
Салимова Св. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
10 |
22. |
Смирнова Пол. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
30 |
23. |
Шевелев Вл. |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
30 |
24. |
Шматова Нат. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
40 |
25. |
Яковлев Витя |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
40 |
Похожие статьи:
Анализ педагогической
деятельности и условий психического развития и социализации в учреждении
закрытого типа «Детский дом «Родничок»
В связи с необходимостью обновления методических основ работы педагога в учреждениях закрытого типа будет проведена работа по составлению новых методических рекомендаций педагогам – воспитателям детских домов. Закрытость специализированных учреждений, негативизм, несомый ими развитию своих воспитан ...
Исследование авторитета педагогов среди старшеклассников
Для решения третьей задачи нашего исследования методом опроса мы определили авторитет педагогов среди учащихся 11 классов. Для этого всем ученикам были выданы опросные листы для экспертной оценки авторитета учителя (в баллах от 1 до 5) среди старшеклассников. Опрашиваемые были проинструктированы сл ...
Теоретические основы профессиональной компетенций будущих дизайнеров
Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества любой страны, в том числе и казахстанского. Интеграция Казахстана в общемировое образовательное пространство, смена парадигмы образования и формирование его новой ...