Основными содержательными линиям в изучении данного предмета является:
- информация и информационные процессы
- Основы логики
- Компьютер
- Моделирование и формализация
- Алгоритмизация и программирование
- Информационные технологии:
технология обработки текстовой информации;
технология обработки графической информации;
технология обработки числовой информации;
Технология хранения, поиска и сортировки информации;
Мультимедийные технологии;
Мультимедийные технологии.
Изучение этих разделов открывает возможность для межпредметных связей и единства образовательных и воспитательных задач, что очень важно в образовательном процессе, они дают возможность формировать мировоззрение через социокультурное содержание курса.
Нами было предположено, что мировоззренческая функция учебного курса информатики, возможна при условии формирования содержания материала, осваиваемого детьми в процессе овладения навыков работы с компьютером на основе принципов культуросообразности и приоритета ценностно-смысловой доминанты содержания образования.
В качестве стимульного материала были использованы зрительные образы в 1-м случае отражающие стереотипы массовой культуры, а во 2-м отражающие архетипы традиционной культуры. В 1-м случае образы схематические, абстрактные, а во 2-м художественные, эстетические, связанные с устойчивыми художественными архетипами.
Нами был разработан тест, который определяет объём памяти. Мы предположили, что если наполнить уже имеющийся тест художественно-эстетическими образами, то снизится нагрузка на память и запоминание станет непроизвольным, т.к. оно воспринимается на бессознательном уровне (образ художественно-яркий и запоминается сам собой).
Изменение некоторых из изображений объясняется тем, что они не имеют полного отражения мира, у них нет единого истока, т.е целостная картина восприятия мира в них отсутствует.
Если нет целостного восприятия, то картинку приходится «изучать», рассматривать каждый раз заново – напрягать свою память.
При взгляде на изменённые образы, невольно возникает целостность образа, т.е. полнота информации, связанная не просто по аналогии друг с другом, а с историей и традиционным бытом русских людей каждая из картинок, по возможности, изображена не просто схематично, а в художественно-эстетическом стиле (т.е. информация несёт отражение исторически-культурного кода Российской цивилизации). Таким образом, снижается нагрузка на восприятии, внимание, память, проявляется мотивация обучения
Таким образом, использование художественных образов традиционной культуры является целесообразным, не только с духовно-нравственных и эстетических, но и с психолого-педагогических позиций.
В работе были задействованы учащиеся 3,5-9 классов.
|
Участвующие в эксперименте |
Изменённый |
Первоначальный |
|
1 |
9 |
8 |
|
2 |
10 |
9 |
|
3 |
7 |
7 |
|
4 |
8 |
7 |
|
5 |
10 |
10 |
|
6 |
10 |
12 |
|
7 |
9 |
11 |
|
8 |
9 |
9 |
|
9 |
9 |
10 |
|
10 |
12 |
9 |
|
11 |
8 |
6 |
|
12 |
9 |
9 |
|
13 |
6 |
3 |
|
14 |
9 |
7 |
|
15 |
6 |
8 |
|
16 |
7 |
7 |
|
17 |
9 |
6 |
|
18 |
6 |
4 |
|
19 |
8 |
9 |
|
20 |
7 |
9 |
|
21 |
9 |
9 |
|
общее среднее значение |
8,43 |
8,05 |
Похожие статьи:
Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия
Развитие чувства осязания. Например, распознавание гладкой поверхности и шероховатой с помощью дощечек, на которые наклеены гладкая и шероховатая поверхности (например, глянцевая и наждачная бумага). Ребенок учиться «видеть руками». В три приема дети должны понять, какие виды поверхностей они «увид ...
Творчество для детей
«Что такое хорошо и что такое плохо?» Стихотворение относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Этот жанр был широко распространен в дореволюционной детской литературе. Он обычно был представлен слабыми, вялыми стихотворениями, наполненными поучениями. Маяковский находит новые приемы для со ...
Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Этот приём состоит в том, что учащиеся должны записать слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например: предлагаю ученикам слова: берёза, берег, воробей, малина, город, вагон. Дети должны записать их столбиками: в один столбик слова с безударной гласной а, в другой ...