Основными содержательными линиям в изучении данного предмета является:
- информация и информационные процессы
- Основы логики
- Компьютер
- Моделирование и формализация
- Алгоритмизация и программирование
- Информационные технологии:
технология обработки текстовой информации;
технология обработки графической информации;
технология обработки числовой информации;
Технология хранения, поиска и сортировки информации;
Мультимедийные технологии;
Мультимедийные технологии.
Изучение этих разделов открывает возможность для межпредметных связей и единства образовательных и воспитательных задач, что очень важно в образовательном процессе, они дают возможность формировать мировоззрение через социокультурное содержание курса.
Нами было предположено, что мировоззренческая функция учебного курса информатики, возможна при условии формирования содержания материала, осваиваемого детьми в процессе овладения навыков работы с компьютером на основе принципов культуросообразности и приоритета ценностно-смысловой доминанты содержания образования.
В качестве стимульного материала были использованы зрительные образы в 1-м случае отражающие стереотипы массовой культуры, а во 2-м отражающие архетипы традиционной культуры. В 1-м случае образы схематические, абстрактные, а во 2-м художественные, эстетические, связанные с устойчивыми художественными архетипами.
Нами был разработан тест, который определяет объём памяти. Мы предположили, что если наполнить уже имеющийся тест художественно-эстетическими образами, то снизится нагрузка на память и запоминание станет непроизвольным, т.к. оно воспринимается на бессознательном уровне (образ художественно-яркий и запоминается сам собой).
Изменение некоторых из изображений объясняется тем, что они не имеют полного отражения мира, у них нет единого истока, т.е целостная картина восприятия мира в них отсутствует.
Если нет целостного восприятия, то картинку приходится «изучать», рассматривать каждый раз заново – напрягать свою память.
При взгляде на изменённые образы, невольно возникает целостность образа, т.е. полнота информации, связанная не просто по аналогии друг с другом, а с историей и традиционным бытом русских людей каждая из картинок, по возможности, изображена не просто схематично, а в художественно-эстетическом стиле (т.е. информация несёт отражение исторически-культурного кода Российской цивилизации). Таким образом, снижается нагрузка на восприятии, внимание, память, проявляется мотивация обучения
Таким образом, использование художественных образов традиционной культуры является целесообразным, не только с духовно-нравственных и эстетических, но и с психолого-педагогических позиций.
В работе были задействованы учащиеся 3,5-9 классов.
Участвующие в эксперименте |
Изменённый |
Первоначальный |
1 |
9 |
8 |
2 |
10 |
9 |
3 |
7 |
7 |
4 |
8 |
7 |
5 |
10 |
10 |
6 |
10 |
12 |
7 |
9 |
11 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
12 |
9 |
11 |
8 |
6 |
12 |
9 |
9 |
13 |
6 |
3 |
14 |
9 |
7 |
15 |
6 |
8 |
16 |
7 |
7 |
17 |
9 |
6 |
18 |
6 |
4 |
19 |
8 |
9 |
20 |
7 |
9 |
21 |
9 |
9 |
общее среднее значение |
8,43 |
8,05 |
Похожие статьи:
Автоматизированные обучающие системы
Под автоматизированной обучающей системой (АОС) понимается согласованная совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, предназначенная для целей обучения и основанная на использовании современных информационных технологий. По своему масштабу АОС в сфере ...
Особенности психического развития и социализации детей, воспитывающихся в
детском доме
Приведенный выше материал позволяет переходить к более подробной аналитике особенностей развития детей, получающих образование в специализированных учреждениях, об образовании детей – сирот, а также к анализу педагогических средств и средств социализации, которые этим детям необходимы. Начнем анали ...
Методические основы обучения теории музыки и композиции с использованием
персонального компьютера
Цель современного гуманитарного образования – «раскрытие индивидуального содержания личности». Стремление к этой цели стимулирует активный поиск новых педагогических технологий, прежде всего личностно-ориентированных методик обучения. В связи с этим центральной задачей становится обеспечение возмож ...