Образование: статьи и материалы » Формирование культуры поведения у младших школьников как ведущая деятельность классного руководителя » Содержание культуры поведения

Содержание культуры поведения

Страница 4

3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом человеке хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

4. Нужно быть внимательным к людям. Говорят: «Лучше лишить человека пищи, чем внимания».

5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями .

Анализ вышесказанного показывает, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Огромно значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности, и это осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» .

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям. Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он остался бы тем же весьма вредным для общества пронырой. Одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество» .

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы. У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки живут возвышенно – легкомысленно, в конечном счете, их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей. Они слепы к чуду, которое их окружает. Жизнь и тех, и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства. В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо. Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Основные цели, задачи и принципы экономического воспитания младших школьников
Очевидно, что экономическое воспитание младших школьников помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического воспитания как уже отмечалось выше, является приобретение элементарных навыков пове ...

Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания окружающег ...

Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных дл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru