Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Страница 3

В рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии. С помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных "параметров" конкретного человека от требований избранной профессии.

Если говорить о диагностике профпригодности молодого человека, то используются различные тесты, которые лишь указывают направление будущей деятельности индивида. Если же использовать социальную диагностику, которая является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз – прогноз – программа – внедрение, то можно создать модель профессиональной жизни, которая будет комфортно существовать с другими жизненными целями человека. Прогнозирование – это поиск, путь от незнания к знанию, предвидение того, что на сегодня отсутствует, но может быть. Способность представить будущее – мощное оружие. Оно расширяет право выбора – маневрирования, нахождения оптимальных вариантов деятельности человека. Конечно, способность молодежи представить профессиональное будущее осложняется сегодняшней экономической нестабильностью, неизвестным предложением трудовых ресурсов.

Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов.

Профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Исследователи проблемы отмечают, что профориентационная работа должна включать в себя разнообразные взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной диагностикой и выдачей рекомендации, кто к какой профессии "подходит". Настоящая профориентация должна включать в себя:

курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где молодежь должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как сориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;

работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более интимной ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;

индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания.

Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга, и здесь уже накоплен определенный опыт использования тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам карточных консультационных методов, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и т.д.). При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

Существует достаточное количество различных методик выбора профессии, но в тоже время литературы, посвященной теоретическим аспектам профориентации молодежи, очень мало. Основная часть современной литературы, посвященной проблеме профориентации молодежи, принадлежит Н.С. Пряжникову и Е.Ю. Пряжниковой.

Рыбалкиной Л.Г. разработано учебное пособие "Планирование профессиональной деятельности и карьеры", в котором рассматриваются вопросы профессионального самоопределения, планирования карьеры. Значительное место отведено усвоению знаний и формированию навыков, необходимых личности для самопрезентации на рынке труда: умению составлять документы для трудоустройства, правильно вести себя на собеседовании с работодателем, в новом рабочем коллективе.

В Интернете существуют сайты, на которых можно протестировать себя на предмет соотнесения с какой-то конкретной профессией, а также можно ознакомиться с советами психологов о том, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать профессию, и комфортно чувствовать себя на рынке труда, быть конкурентоспособным, ознакомиться с вакансиями.

Но, тем не менее, необходима полноценная консультация, которая должна раскрывать и развивать потенциал учащегося, заставлять его думать самостоятельно. Необходимо формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

История развития школьного образования
Шко́ла (от греч. σχολή, scholē) — учебное заведение (иначе — образовательное учреждение) начального, основного и полного среднего образования. В русском языке наименование «школа» относится также и иногда к высшему профессиональному образовательному учреждению (на ...

Характеристика профессионального образования
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и с ...

Игровая технология
В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Игра раскрывает ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru