Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Страница 5

Существует несколько точек зрения о том, кто должен заниматься профориентацией молодежи. Во многих научных работах по данной проблематике существует мнение, что главная роль в профориентационной работе с молодежью 14-17 лет должна принадлежать школьному психологу. Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь в выборе профессии не только ориентирует и организует саму учебную деятельность школьника (когда он с большим осознанием изучает школьные предметы, которые могут пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегают подростка от "соблазнов" его сегодняшней жизни).

С другой точки зрения, профориентация предполагает системную работу многих специалистов, в том числе и социальных работников системы социальной защиты населения. Неправильно выбранная профессия может порождать ряд проблем, которыми впоследствии занимаются органы социальной защиты населения (малообеспеченность, алкоголизм, наркомания, распад семьи и т.п.). Смысл системной работы в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на общую задачу – формирование готовности выпускников школ стать полноценными гражданами своей страны, а в более общем плане – оптимальное использование главного богатства страны, т.е. ее населения. Все специалисты, занимающиеся профориентацией, обязаны взаимодействовать с руководителями на уровне районов, городов, регионов, а может, и всей страны, т.к. они содействуют тому, чтобы каждый человек (включая и выпускников школ) максимально полноценно себя реализовал в своей основной деятельности, т.е. профессиональном труде.

Полноценная система профориентационной помощи включает следующие социальные институты: школу, различные центры (медико-социально-психологические центры, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества (где они еще сохранились), профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и др. Но координатором такой работы должна быть именно школа, а главным инициатором по организации профориентационного взаимодействия должны быть школьные психологи, социальные работники и социальные педагоги.

На уровне самой школы работа также должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто, так или иначе, работает с детьми. Кроме того, в этом активно должны участвовать сами учащиеся и родители школьников. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач, и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что даже некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, т.к. они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии. Только следует все взвесить и учесть, чтобы взаимодействие не получилось лишь формальным.

Количество и состав специальностей, по которым готовит людей наша система профессионального образования, соответствует не спросу на эти специальности на рынке труда, а популярности этих специальностей среди населения (психолог, юрист, экономист, менеджер, артист и т.п.). Высшие учебные заведения, в своей массе, не ориентированы на реальные стандарты востребованных на рынке труда видов работ. Поэтому основная проблема учащейся молодежи - это нерациональное использование своих внутренних ресурсов, неспособность реально оценить обстановку как в государстве в целом, так и на рынке труда в частности. И задача профконсультантов - информировать о соотнесении реальной обстановки на рынке труда с субъективными представлениями школьников.

Разрешение личностных проблем – дело не только сложное, но и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс – важнейший показатель профессионализма специалиста социальной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Изучение развития творческих способностей
Темой наших исследований явилось определение условий для развития творческих способностей ребенка младшего школьного возраста, характеристика которых была дана в первой главе дипломной работы В центре внимания нашей работы - дети младшего школьного возраста. Как мы отмечали выше, этот возраст являе ...

Специальные термины и определения по дизайну и изобразительному искусству
Абстракция – а) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков; б) отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта. Абстракционизм – в изобразительном искусстве XX в.: направление, последователи которого из ...

Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием. Обозначение баллов: Пол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru