Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Страница 5

Существует несколько точек зрения о том, кто должен заниматься профориентацией молодежи. Во многих научных работах по данной проблематике существует мнение, что главная роль в профориентационной работе с молодежью 14-17 лет должна принадлежать школьному психологу. Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь в выборе профессии не только ориентирует и организует саму учебную деятельность школьника (когда он с большим осознанием изучает школьные предметы, которые могут пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегают подростка от "соблазнов" его сегодняшней жизни).

С другой точки зрения, профориентация предполагает системную работу многих специалистов, в том числе и социальных работников системы социальной защиты населения. Неправильно выбранная профессия может порождать ряд проблем, которыми впоследствии занимаются органы социальной защиты населения (малообеспеченность, алкоголизм, наркомания, распад семьи и т.п.). Смысл системной работы в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на общую задачу – формирование готовности выпускников школ стать полноценными гражданами своей страны, а в более общем плане – оптимальное использование главного богатства страны, т.е. ее населения. Все специалисты, занимающиеся профориентацией, обязаны взаимодействовать с руководителями на уровне районов, городов, регионов, а может, и всей страны, т.к. они содействуют тому, чтобы каждый человек (включая и выпускников школ) максимально полноценно себя реализовал в своей основной деятельности, т.е. профессиональном труде.

Полноценная система профориентационной помощи включает следующие социальные институты: школу, различные центры (медико-социально-психологические центры, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества (где они еще сохранились), профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и др. Но координатором такой работы должна быть именно школа, а главным инициатором по организации профориентационного взаимодействия должны быть школьные психологи, социальные работники и социальные педагоги.

На уровне самой школы работа также должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто, так или иначе, работает с детьми. Кроме того, в этом активно должны участвовать сами учащиеся и родители школьников. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач, и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что даже некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, т.к. они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии. Только следует все взвесить и учесть, чтобы взаимодействие не получилось лишь формальным.

Количество и состав специальностей, по которым готовит людей наша система профессионального образования, соответствует не спросу на эти специальности на рынке труда, а популярности этих специальностей среди населения (психолог, юрист, экономист, менеджер, артист и т.п.). Высшие учебные заведения, в своей массе, не ориентированы на реальные стандарты востребованных на рынке труда видов работ. Поэтому основная проблема учащейся молодежи - это нерациональное использование своих внутренних ресурсов, неспособность реально оценить обстановку как в государстве в целом, так и на рынке труда в частности. И задача профконсультантов - информировать о соотнесении реальной обстановки на рынке труда с субъективными представлениями школьников.

Разрешение личностных проблем – дело не только сложное, но и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс – важнейший показатель профессионализма специалиста социальной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Личностно-деятельностные технологии формирования гражданской культуры студентов педагогических вузов
Термин «педагогическая технология» у многих вызывает сомнения, так как он всегда связывался с производством. Однако, поводом для его введения в педагогический лексикон послужила этимология данного слова: технология от греческого techne – искусство, мастерство, умение. Рассматривая организацию педаг ...

Характеристика дошкольного образовательного учреждения № 56 г. Калининград
Начало строительства детского сада - июнь 2008 года, открыт 12 сентября 2009 года. ДОУ № 56 располагается в северном жилом микрорайоне «Сельма», по улице Вилима Фермора, 1. Учредитель: комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград». Проектная мощность детского сада – 240 ...

Единство физического и психического развития ребенка
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенк ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru