Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Страница 2

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе исследователи выделяют три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Три подгруппы молодежи

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и т.п. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

Вторая категория – молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна. Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Для успешного трудоустройства необходимо уметь прогнозировать востребованные через 3-5 лет профессии (в данном случае могут помочь специалисты-профориентологи). Вместе с тем, именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщение к наркомании, алкоголизму и др.).

Оказавшись без работы, многие обращаются в центр занятости населения для постановки на учет. Там же специалисты могут помочь в переориентации на другие, более востребованные профессии, возможно переобучение за счет средств центра.

Тем не менее, для успешного прохождения всех трех периодов необходимо использовать одну общую формулу – профессиональная ориентация.

Право граждан на профессиональную ориентацию закреплено ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации: "граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения".

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

На рисунке 2 представлены четыре основные подсистемы профориентации.

Рисунок 2 – Подсистемы профессиональной ориентации

Целью профессионального просвещения является ознакомление с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Целью профессиональной информации является ознакомление молодежи с основными профессиями, специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню образовательной и социальной подготовки.

Целью профессиональной пропаганды является формирование положительного отношения к проблемам выбора профессии и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства. Профессиональная пропаганда имеет место, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо рождается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации. Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Исследование вопросов воспитания студентов УрФУ
В ходе исследования была собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга, УрФУ 2-ого курса физико-технического факультета. В результате выборочной совокупности было выбр ...

Кристаллогидраты в стандарте школьного образования
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии определяет собой обязательных минимум, который должен изучаться в школе и предусматривает следующее содержание. В отношении кристаллогидратов это может проявиться в рамках: Методы познания веществ и химических явлений: расчеты на массовую долю ...

Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора
Рассмотрим существующие виды произведений изобразительного искусства, развивающие, на наш взгляд, чувство юмора. 1. Карикатура (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать). Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru