Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Страница 2

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе исследователи выделяют три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Три подгруппы молодежи

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и т.п. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

Вторая категория – молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна. Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Для успешного трудоустройства необходимо уметь прогнозировать востребованные через 3-5 лет профессии (в данном случае могут помочь специалисты-профориентологи). Вместе с тем, именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщение к наркомании, алкоголизму и др.).

Оказавшись без работы, многие обращаются в центр занятости населения для постановки на учет. Там же специалисты могут помочь в переориентации на другие, более востребованные профессии, возможно переобучение за счет средств центра.

Тем не менее, для успешного прохождения всех трех периодов необходимо использовать одну общую формулу – профессиональная ориентация.

Право граждан на профессиональную ориентацию закреплено ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации: "граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения".

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

На рисунке 2 представлены четыре основные подсистемы профориентации.

Рисунок 2 – Подсистемы профессиональной ориентации

Целью профессионального просвещения является ознакомление с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Целью профессиональной информации является ознакомление молодежи с основными профессиями, специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню образовательной и социальной подготовки.

Целью профессиональной пропаганды является формирование положительного отношения к проблемам выбора профессии и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства. Профессиональная пропаганда имеет место, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо рождается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации. Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Уровни владения русским языком, необходимые для языковой адаптации иностранных специалистов, занятых на промышленных предприятиях города
Разработка системы уровней владения русским языком как иностранным, лингвометодическое описание данных уровней, а также создание соответствующей системы тестирования имеет определяющее значение для современной теории и практики преподавания русского языка. Интеграционные процессы в области языковой ...

Особенности информационных технологий в повышении качества знаний учащихся
Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от тог ...

Оценка результативности проведенной программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Для оценки результативности программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста предусмотрены диагностические срезы: первичный, до проведения игры и вторичный, после ее окончания. Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый. Из опроса педагогов мы выяснили, что ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru