Образование: статьи и материалы » Профориентация в социальной работе » Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен

Страница 2

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе исследователи выделяют три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Три подгруппы молодежи

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и т.п. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

Вторая категория – молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна. Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Для успешного трудоустройства необходимо уметь прогнозировать востребованные через 3-5 лет профессии (в данном случае могут помочь специалисты-профориентологи). Вместе с тем, именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщение к наркомании, алкоголизму и др.).

Оказавшись без работы, многие обращаются в центр занятости населения для постановки на учет. Там же специалисты могут помочь в переориентации на другие, более востребованные профессии, возможно переобучение за счет средств центра.

Тем не менее, для успешного прохождения всех трех периодов необходимо использовать одну общую формулу – профессиональная ориентация.

Право граждан на профессиональную ориентацию закреплено ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации: "граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения".

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

На рисунке 2 представлены четыре основные подсистемы профориентации.

Рисунок 2 – Подсистемы профессиональной ориентации

Целью профессионального просвещения является ознакомление с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Целью профессиональной информации является ознакомление молодежи с основными профессиями, специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню образовательной и социальной подготовки.

Целью профессиональной пропаганды является формирование положительного отношения к проблемам выбора профессии и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства. Профессиональная пропаганда имеет место, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо рождается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации. Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Составление рекомендаций для воспитателей детских домов
Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы: – Повышение профе ...

Система профессионального образования в РФ
Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной моноуровневой и ...

Профессиограмма «менеджер в торговле»
Профессиональная компетентность специалиста Менеджер в торговле должен быть компетентен: в вопросах менеджмента и маркетинга; макро- и микроэкономики; в области рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; в конъюнктуре рынка, его типах, состоянии и перспективах развития спроса и пред ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru