С точки зрения когнитивной психологии визуальный контекст, во - первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий и подкрепляющий его ожидание - содержательную антиципацию, а во - вторых, формирует существенный стимул для восприятия новой информации, т.е. помогает новому образу попасть в область хранения похожей информации, повышая тем самым готовность восприятия. Это явление - своего рода связь визуального контекста и порога восприятия информации, или связь стимулов и ожиданий, - еще раз доказывает положение, известное любому учителю - практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет не только быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее, но и эффективно усваивать на активно деятельностном уровне, т.е. переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.
Создание средств изобразительной наглядности требует от учителя значительный затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что они с лихвой "окупаются" повышением эффективности нашей работы. С целью взаимопомощи методическими объединениями учителей - предметников школ обычно создаются специальные ресурсные центры, объединяющие материальные плоды учительского труда: различные дидактические материалы и наглядные пособия - банки данных, библиотеки образов, видео и фильмотеки и пр.
Новые и, по - видимому, безграничные возможности создания средств изобразительной наглядности предоставляются мультимедийными технологиями. В настоящее время компьютер является наиболее совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких устройств - телевизора, аудио - и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройства вербальной и невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет и электронную почту) и т.п. - используемых обычно в учебном процессе.
Такая многофункциональность компьютера при работе с источниками информации разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяет создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней. Это особый и высший в настоящее время вид наглядности, изначально создаваемый автором разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю "вступать в "диалог" с компьютером за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых эффектами анимации - демонстрирующейся в заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т.е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.
Похожие статьи:
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, ко ...
Необходимость эстетического воспитания в современных условиях
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настрое ...
Развитие художественно-творческих способностей детей
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в пра ...