В отечественных традициях образования и в целом трансляции культуры от поколения к поколению всегда присутствовала некая авторитарность в подаче информации, невольно предполагающая некритическое отношение к любым поданным сообщениям, поэтому в России актуальность изучаемой проблемы особенно возросла в переходный период, в период становления демократического общества.
В 90-е годы ХХ века выросло общее количество средств массовой информации для читателя, телезрителя и радиослушателя. Но в условиях нерегулируемой социально-экономической ситуации, неподкрепленности кадровым потенциалом вновь создаваемых средств массовой информации (СМИ), вынужденных прибегать к услугам малокомпетентных людей, обнаружились негативные явления в информационной среде. Опросы экспертов, проводившиеся Институтом гуманитарных коммуникаций в течение 90-х годов ХХ века, показали, что степень независимости всех типов и видов масс-медиа от власти и крупного бизнеса все это время падала. Владельцы и учредители СМИ видят в них не источник информации или культурную силу, а инструмент влияния.
В последние годы теоретики социальной педагогики (Мардахаев Л.В., Мудрик А.В. и др.) также отмечают значительное негативное влияние средств массовой информации на население, в том числе на детей и на молодежь. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, пропаганда алкоголя и девиантного поведения. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни российской молодежи и детей. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.
Тиражи газет и журналов упали в несколько раз и едва ли когда-нибудь поднимутся до прежнего уровня.
Искусство экрана (кинематограф, телевидение, видео) определило новый тип восприятия, сформировало широчайший круг зрителей, прошло несколько революционных этапов технологических преобразований (появление кинематографа в конце ХIХ века; в ХХ веке – звук, цвет, телевидение, видео, DVD и т.д.). Искусство экрана – «машина времени», которой доступны любые перемещения – десятилетия, века, эпохи, пространство.
Культура современного общества по сравнению с культурой предшествующих эпох необычайно подвижна, ориентиры в ней меняются стремительно и разнонаправленно. Глобальная информатизация формирует новую среду обитания и жизнедеятельности людей. И образование, как особая деятельность ввода человека в культуру, не может оставаться в стороне от этого процесса. Сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризации образования. Современное школьное образование должно способствовать социализации личности, ее адаптации в современном мире.
Общепедагогическая значимость решения проблемы определила выбор темы: "Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младшего школьника".
Объект: преодоление негативного воздействия телевидения на младших школьников.
Предмет: средства преодоления негативного воздействия телевидения на младших школьников.
Цель: теоретически обосновать проблему негативного воздействия телевидения на младших школьников, выявить средства преодоления и разработать программу.
Гипотеза: работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения будет эффективна, если будет разработана специальная программа, основывающаяся на использовании телеинформации в качестве дидактического средства и учитывающая особенности психического развития младших школьников, предполагающая групповые занятия в игровой форме.
Согласно поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:
Изучить современное состояние проблемы негативного воздействия телевидения на формирование личности ребенка.
Выявить психологические особенности восприятия телеинформации в младшем школьном возрасте.
Провести исследование влияния телевидения на младших школьников.
Выявить средства преодоления негативного воздействия телевидения.
Разработать программу работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников.
В работе были использованы следующие методы: изучение теоретической литературы и практических исследований по данной проблеме; анкетирование; интервьюирование; беседа; опрос; наблюдение в естественных условиях; анализ результатов детского творчества; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент.
Похожие статьи:
Характеристика профессионального образования
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и с ...
Что такое задача, классы, виды и этапы решения задач
Отношение к решению задач в преподавании физики резко отличалось в дореволюционной школе и в современной. Вследствие существовавшего в школе начала 20 века разрыва между теорией и практикой, преподаватели в общей своей массе не уделяли внимания решению задач по физике, а учащиеся не стремились прим ...
Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной
подготовки
Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в рамках единого учебного заведения в немалой степени зависит от качества управленческой деятельности преподавателей. Ее содержание включает: 1. Отбор и систематизацию информации, подлежащей усвоению в п ...