Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников

В отечественных традициях образования и в целом трансляции культуры от поколения к поколению всегда присутствовала некая авторитарность в подаче информации, невольно предполагающая некритическое отношение к любым поданным сообщениям, поэтому в России актуальность изучаемой проблемы особенно возросла в переходный период, в период становления демократического общества.

В 90-е годы ХХ века выросло общее количество средств массовой информации для читателя, телезрителя и радиослушателя. Но в условиях нерегулируемой социально-экономической ситуации, неподкрепленности кадровым потенциалом вновь создаваемых средств массовой информации (СМИ), вынужденных прибегать к услугам малокомпетентных людей, обнаружились негативные явления в информационной среде. Опросы экспертов, проводившиеся Институтом гуманитарных коммуникаций в течение 90-х годов ХХ века, показали, что степень независимости всех типов и видов масс-медиа от власти и крупного бизнеса все это время падала. Владельцы и учредители СМИ видят в них не источник информации или культурную силу, а инструмент влияния.

В последние годы теоретики социальной педагогики (Мардахаев Л.В., Мудрик А.В. и др.) также отмечают значительное негативное влияние средств массовой информации на население, в том числе на детей и на молодежь. Формирование негативных идеалов, ценностей жизни, культа денег, возможности легко и беззаботно приобщаться к ним, агрессивности, пропаганда алкоголя и девиантного поведения. Благодаря деятельности современных СМИ происходит стихийная рационализация духовной жизни российской молодежи и детей. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.

Тиражи газет и журналов упали в несколько раз и едва ли когда-нибудь поднимутся до прежнего уровня.

Искусство экрана (кинематограф, телевидение, видео) определило новый тип восприятия, сформировало широчайший круг зрителей, прошло несколько революционных этапов технологических преобразований (появление кинематографа в конце ХIХ века; в ХХ веке – звук, цвет, телевидение, видео, DVD и т.д.). Искусство экрана – «машина времени», которой доступны любые перемещения – десятилетия, века, эпохи, пространство.

Культура современного общества по сравнению с культурой предшествующих эпох необычайно подвижна, ориентиры в ней меняются стремительно и разнонаправленно. Глобальная информатизация формирует новую среду обитания и жизнедеятельности людей. И образование, как особая деятельность ввода человека в культуру, не может оставаться в стороне от этого процесса. Сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризации образования. Современное школьное образование должно способствовать социализации личности, ее адаптации в современном мире.

Общепедагогическая значимость решения проблемы определила выбор темы: "Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младшего школьника".

Объект: преодоление негативного воздействия телевидения на младших школьников.

Предмет: средства преодоления негативного воздействия телевидения на младших школьников.

Цель: теоретически обосновать проблему негативного воздействия телевидения на младших школьников, выявить средства преодоления и разработать программу.

Гипотеза: работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения будет эффективна, если будет разработана специальная программа, основывающаяся на использовании телеинформации в качестве дидактического средства и учитывающая особенности психического развития младших школьников, предполагающая групповые занятия в игровой форме.

Согласно поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:

Изучить современное состояние проблемы негативного воздействия телевидения на формирование личности ребенка.

Выявить психологические особенности восприятия телеинформации в младшем школьном возрасте.

Провести исследование влияния телевидения на младших школьников.

Выявить средства преодоления негативного воздействия телевидения.

Разработать программу работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников.

В работе были использованы следующие методы: изучение теоретической литературы и практических исследований по данной проблеме; анкетирование; интервьюирование; беседа; опрос; наблюдение в естественных условиях; анализ результатов детского творчества; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент.


Похожие статьи:

Диагностика уровней сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста
Для проведения работы по развитию логического мышления учащихся младшего школьного возраста на базе МОУ Утинская СОШ был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 классов в количестве 17 человек. 4 «А класс в количестве 9 человек представлял контрольную группу учащихся, а 4 «Б ...

Подготовка скульпторов в системе отечественного художественного образования
В 2007 году Российской Академии художеств исполнилось 250 лет. По инициативе куратора Московского Университета Ивана Ивановича Шувалова указом Сената от 6 (17 по новому стилю) ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена "Академия трех знатнейших художеств". Уже через год в Академию ...

Классики российской педагогики XIX в. и их вклад в развитие педагогической науки
Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последовател ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru