Однако, простота и примитивность "посыла" имеет и свою оборотную сторону. В большинстве типичных фильмов даже самые сложные проблемы, как правило, в конце концов разрешаются самым благополучным образом. Наверное, в этом преимущество американского "хэппи-энда" перед безысходностью отечественной "чернухи". Однако, в результате такой позитивной обработки ребенок приобретает уверенность в том, что разрешение его собственных моральных проблем должно быть столь же быстрым и гладким, как и в телевизионном мире. Дети могут испытывать серьезную фрустрацию, обнаружив, что они не в состоянии понравиться тем, к кому тянутся, а также, что их конфликты с окружающими оказываются затяжными (в любом фильме, особенно мультипликационном, они обязательно разрешаются за полтора-два часа). В этом смысле простота играет дурную службу ребенку, мешая ему осознать сложную внутреннюю динамику взаимоотношений человека с внешним миром и с самим собой.
Жестокость и насилие, обильно заполняющие телевизионный экран, добавляют множество агрессивных моделей в поведение ребенка, в результате чего в реальной жизни дети охотно имитируют агрессивные реакции телевизионных персонажей. Даже уже упомянутые фильмы, несущие некие позитивные моральные формулы, сплошь и рядом демонстрируют насилие и жестокость как средства достижения вполне благородных целей.
Таким образом, насилие становится социально одобряемым средством достижения добра. Стереотип разрушения распространяется в форме "подражательной агрессии". Психологический механизм последней можно описать так: ребенок видит на экране проявления насилия и жестокости, и в нем усиливается ожидание жестокости от окружающего мира. Начав воспринимать мир как более жестокий и пугающий, ребенок становится более настороженным, занимает позицию "активной самообороны" и неизбежно оказывается более агрессивным. Поскольку он не одинок в этом, то и мир становится более агрессивным, стало быть – его опасения "оправдываются". Агрессия становится формой поведения.
Организует всю жизнедеятельность личности в систему развитие мышления, интеллекта. Как считает Т.И. Руднева, интеллект содержит в себе две взаимозависимые характеристики – информационную и энергетическую. Первая связана с насыщением информацией, вторая – с ее переработкой. Но парадоксально, что с увеличением объема информации, якобы развивающей интеллект, снижается качество мотивации. Вероятно, несформированность умственных умений затрудняет процесс ее переработки. Рост интеллекта связан, прежде всего, с объемом умственных способностей, развивающих мыслительный аппетит.
Мышление является последним звеном в цепи обработки информации, оно относится к познавательной деятельности "высшего уровня", поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации, таких как восприятие, распознавание паттернов и память.
Мышление это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач.
Младший школьник может мыслить логически, но он более сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Нагляднообразное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале.
Образ представляет собой целостное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, форма и т.п.). Представление есть образ предмета или явления, возникающих на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении.
Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.
Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и так далее как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит.
Это связано с особенностями зрительного восприятия, которое играет в этом возрасте особую роль.
Зрительное узнавание представляет собой гибкий, зависимый от контекста восприятия процесс описания одних, более сложных фрагментов через другие, более просто организованные фрагменты. Характерная черта этого процесса заключается в многократном измерении как целостных характеристик отдельных фрагментов, так и характеристик взаимного соотношения фрагментов (пропорции частей, их взаимное расположение, пропорции частей и целого, соотношения между особыми точками фрагментов и пр.). В основе модели процесса зрительного восприятия лежит положение об узнавании как о контекстно зависимом и перестраиваемом процессе поиска на пространственной сцене фрагментов, характеристики которых соответствуют критериям некоторого инвариантного перцептивного описания.
Похожие статьи:
Цели и средства их достижения как фактор удачи
В одном из старых фильмов главный герой сказал: "Пройти сквозь стену просто. Для этого необходимо: видеть цель, верить в себя, не обращать внимание на препятствия. И все!" Сказанное относится и к реальной жизни. Человек без цели - все равно, что корабль без паруса и руля. Постановка целей ...
Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся
среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...
Опыт работы театральной студии по использовании форм приобщения детей к нхт
в решении задач аксиологического воспитания
На базе средней школы в порядке эксперимента с 1 сентября 2004 года была создана театральная студия целью которого являлось приобщение детей к народной культуре через театрализованное представление. Занятия проходили за счет часов ГПД (кружковой работы). Набор желающих был среди средних и старших к ...