Образование: статьи и материалы » Работа социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников » Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками

Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками

Страница 2

В основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью. С этой точки зрения воспитание и формирование у ребенка качеств личности означает, что усвоение необходимого социального опыта есть осознание и принятие школьником существующих в обществе ценностей.

Все существующие теории ценностей рассматривают ее как специфическое явление. Это объясняется тем, что ценности представляют собой такую форму отражения в сознании человека параметров "явления", которая раскрывает их возможности для удовлетворения его потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности. Имея в своей основе наличие определенных потребностей и устойчивых интересов, ценностные ориентации способствуют формированию тех или иных качеств личности, выступая на этапах онтогенеза как одно из центральных психологических образований в структуре личности школьника.

На период младшего школьного возраста приходится кризис семи лет, которому характерны дифференциация внешнего и внутреннего, единство средовых и личностных моментов. Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей – основной момент возрастных кризисов. При этом меняется и среда, то есть отношение ребенка к среде.

Младший школьный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Место, занимаемое школьником среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка дошкольного возраста. У ребенка появляется новый круг обязанностей. Новые формы приобретает связь ребенка со взрослыми: совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Впервые становится возможным систематическое обучение ребенка по определенной программе. Но, как подчеркивал Л.С. Выготский, эта программа может быть реализована лишь в той мере, в какой она становится собстивенной программой ребенка.

Ребенок школьного возраста, для которого телевизор становится важнейшим источником информации, сталкивается с двумя основными проблемами.

Во-первых, он должен научиться усваивать обширную и разнородную информацию непривычно широкого для него диапазона. Во-вторых, он должен научиться оценивать достоверность этой информации, определят – чему верить, а чему – нет.

Своеобразным фильтром, через который ребенок пропускает ценностные установки, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем, становится группа сверстников.

Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей .

Телевизор не может заменить общения. Потребность в общении со сверстниками в те часы, когда ребенок сидит у телевизора, блокирована. В этом смысле, можно утверждать, что телевидение развивает эгоцентризм, во всяком случае – не способствует его ослаблению. "Выпав" из реального взаимодействия, ребенок лишается возможности определить, совпадает ли его понимание увиденного с тем, что входило в намерения авторов телепрограммы.

Несмотря на продуцируемое им одиночество, телевидение вносит существенный вклад в характер общения ребенка со сверстниками. Многое из того, что он видит на экране, постепенно переходит в его игры с товарищами. Драматические сцены погонь, захватывающие приключения искателей сокровищ в джунглях Амазонки, подвиги "супергероев" – все это становится содержанием игр на улице. Телевидение оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Психологи установили, что наиболее действенна эта "стимуляция" для детей со слабо развитым воображением и фантазией, для тех, кто не обладает самодостаточностью.

Воображение интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности. В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное – преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность. Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Ребенок, который испытывал трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир телевидения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Грамматические структуры и структурная группа
Формирование механизма восприятия и порождения высказываний осуществляется с помощью грамматических структур – типовых предложений, в которых синтаксическая модель представлена в развертке именных, глагольных и адвербиальных групп в соответствующем морфологическом оформлении. В упражнениях ученик о ...

Диктант-игра «Кто больше запомнит»
Для повышения орфографической грамотности учащихся провожу словарный диктант «Кто больше запомнит», предложенный Л.П.Федоренко. Методика его проведения такая; читаю один раз цепочку из 2-3 словарных слов или демонстрирую её на доске в течение 9-15 с. Затем делаю паузу, во время которой дети записыв ...

Что такое задача, классы, виды и этапы решения задач
Отношение к решению задач в преподавании физики резко отличалось в дореволюционной школе и в современной. Вследствие существовавшего в школе начала 20 века разрыва между теорией и практикой, преподаватели в общей своей массе не уделяли внимания решению задач по физике, а учащиеся не стремились прим ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru