Образование: статьи и материалы » Воспитание субкультуры у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства » Воспитание субкультуры у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание субкультуры у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Страница 1

Основной задачей эстетического воспитания в коррекционно-воспитательном процессе является оказание оптимальной помощи воспитаннику с особыми образовательными потребностями в достижении эмоционально-личностного общения посредством познания природы и отражающих его искусств. Она выражается в нахождении социально значимого увлечения, способствующего формированию разносторонне развитой личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья согласно её возможностям и интересам. Наиболее способствует этому музыкально-ритмическая деятельность, где ребёнок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Современные научные исследования и передовой педагогический опыт подтверждают предположения о том, что коррекционно-художественное воспитание в состоянии компенсировать, улучшить наиболее пострадавшие и сформировать утраченные ребёнком функции. Порой этот процесс протекает настолько активно и отчётливо, что приводит к адекватному повышению самооценки, включению в коммуникационную, коллективную деятельность (Г.А. Волкова, С.Я. Кагарлицкая, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, И.П. Подласый, Е.Ф. Рау, Н.А. Рычкова, А.М. Царёв, Е.З. Яхнина и др.).

Исходными теоретическими предпосылками решения этой проблемы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка в норме и при патологии.

В трудах Л.С. Выготского показано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения "зоны ближайшего развития", в которой реализуются потенциальные возможности ребёнка. Реакция компенсации, являющаяся характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, выступает средством психологической защиты от переживания собственной неполноценности, связанного с осознанием психического и физического недостатка.

Как правило, дети отказываются от тех видов деятельности, которые требуют усиленного функционирования интеллекта. Они оказывают предпочтение коллективным играм, прикладным видам искусства. Среди различных видов искусства музыкальное искусство является наиболее привлекательным для детей с ограниченными возможностями здоровья.Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым подчёркивалось, что музыка, вызывая эмоции у слушателя, пробуждает соответствующие мысли, т.е. воздействует на сознание. Когда музыкальное произведение осознаётся слушателем, его восприятие углубляется. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса. О его развитости говорит то, какая музыка и насколько глубоко воспринимается человеком.

Основу музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья составляют методы и приёмы музыкальной психотерапии (Л.С. Брусиловский, И.Е. Вольпетер, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, И.Ю. Оганесян, В.И. Петрушин, М.А. Поваляева и др.).

Применение только лечебно-медикаментозного или педагогического воздействия не является достаточным для успешного коррекционного воздействия на патохарактерологические черты личности ребёнка с особенностями в развитии (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Е.М. Мастюкова и др.).В.П. Кащенко говорил о том, что педагог должен ориентироваться на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности, предостерегая при этом от крайности: одно дело, когда речь идёт о тяжёлых, безнадёжных (с медицинской точки зрения) психических расстройствах: состояние, тяжёлое психическое расстройство - это компетенция врачей-специалистов; а другое - исключительные дети, нуждающиеся в лечебной педагогике. В.П. Кащенко считал, что задачи работы с такими детьми оказываясь тождественными задачам нормальной школы, требуют специальных подходов к ребёнку, "исключительных мероприятий в области воспитания и обучения".

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Методы обучения
Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели. Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения (В.И. Андреев). Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов ...

Работа со школьными методическими объединениями
Цель: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенные на методические объединения. Школьные методические объединения учителей – давно сложившаяся форма коллективной методической работы. В работе МО МОУ Джогинская СОШ оптимально сочетаются: Коллективные формы работы: Работа над един ...

Понятие аграмматической формы дисграфии
Причинами возникновения аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии. В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести. У ребенка дисграфия часто бывает связана с ра ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru