Образование: статьи и материалы » Воспитание субкультуры у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства » Дизайн как одно из средств формирования проектной культуры

Дизайн как одно из средств формирования проектной культуры

Страница 2

Успешность деятельности специалиста любого профиля во многом зависит от степени овладения им технологией проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

Мы рассматриваем возможность формирования проектной культуры студентов в процессе занятия дизайном. Дизайн является специфической сферой деятельности по проектированию предметно-пространственной среды (в целом и отдельных её компонентов, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом. Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности, охват им новых областей применения обусловлены сутью и методологическими особенностями дизайн-проектирования, а также широким спектром англоязычных значений слова "дизайн", среди которых есть такие, как "украшение", "убранство", "проект", "план", "замысел". Проектная деятельность в дизайне имеет широкую область применения, так как владение логикой и приёмами художественного проектирования позволяет специалистам любого профиля более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере.

Социально-культурная концепция дизайна разрабатывается в работах многих отечественных учёных (Э.А. Орлова, В.Л. Глазычев, Т.М. Дридзе, А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, В.М. Розин, П.Г. Щедровицкий, О.Н. Яницкий). Согласно данной концепции, методы дизайна лежат в основе социально-культурного проектирования, которое можно рассматривать как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Формирование проектной культуры студентов может происходить в процессе специально организованной целенаправленной деятельности под руководством педагога. Одним из видов такой деятельности является разработка социально значимых проектов различной тематики и направленности. Самостоятельная проектная работа студентов может осуществляться индивидуально или группами, в зависимости от цели, объёма и выбранной тематики проекта, уровня сложности и уровня умений студента. Поскольку процесс обучения и воспитания тесно связан с потребностями образовательного учреждения по организации и художественному оформлению праздников, различных тематических мероприятий, студенты должны учиться выполнять соответствующие дизайн-проекты.

Дизайн-проектом в данном случае мы называем любое задание, включающее в себя проектирование и выполнение разного рода оформительских работ. Дизайн-проект может иметь самостоятельное значение (дизайн журнала, газеты данного учебного учреждения, выполнение знаков коммуникации, создание элементов фирменного стиля) или являться частью целого социокультурного проекта - это может быть разработка праздничного мероприятия, предполагающая оформление интерьеров образовательного заведения, создание стенгазет, костюмов, плакатов, афиши, рекламы и др.

Любой проект, включающий в себя организацию, оформление, технико-экономическое обоснование и другие компоненты мероприятия или акции, должен быть выполнен в соответствии с алгоритмом системного дизайнерского проектирования и основными критериями дизайна, то есть представлять собой органическое единство пользы, красоты, функции и формы. Это важное требование предъявляется как к оформлению составных частей проекта, так и ко всему социокультурному проекту в целом, составляющие которого рассматриваются не только с точки зрения пользы, надёжности и красоты, но и во всём многообразии их связей в процессе организации и функционирования.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Анализ состояния произносительной стороны речи у детей
В ГБУ всего 51 ребенок в возрасте 5-6 лет. По заключению ПМПК 10 детям из 51-го выставлено логопедическое заключение – ФФНР у ребенка со стертой формой дизартрии. 60 % из них рождены от первых беременностей и 40 % детей от вторых беременностей. 90% детей исследуемой группы поступили в ГБУ из дома. ...

Профессиограмма «менеджер в торговле»
Профессиональная компетентность специалиста Менеджер в торговле должен быть компетентен: в вопросах менеджмента и маркетинга; макро- и микроэкономики; в области рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; в конъюнктуре рынка, его типах, состоянии и перспективах развития спроса и пред ...

Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru